ВЦИОМ представил наиболее популярные меры нацпроектов


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты социологического исследования об информированности и вовлеченности населения в реализацию национальных проектов. Опрос проводился при поддержке АНО «Национальные приоритеты» среди россиян старше 18 лет в июне 2021 года методом личного интервью. Выборка составила 2 тыс. респондентов, погрешность не превышает 2,5%.
Наиболее популярными мерами национальных проектов за последние полгода стали диспансеризация людей старшего возраста (ей воспользовались семьи 29% опрошенных) и материнский капитал (его получили семьи 28% респондентов). По сравнению с декабрем 2020 года эти показатели выросли на 6 и на 3 процентных пункта соответственно.
Отмечается также общий рост знания россиян о конкретных мерах национальных проектов. С декабря 2020 года больше всего выросла информированность о следующих мерах:
- в национальном проекте «Здравоохранение» - использование сервиса «Мое здоровье» на портале госуслуг (+12 п.п.), родовой сертификат (+8 п.п.), обучение медицинских кадров (+7 п.п.), организация центров амбулаторной онкологической помощи и строительство онкодиспансеров (+9 п.п.).
- в национальном проекте «Образование» - возможности для непрерывного повышения квалификации учителей (+3 п.п.), доступность качественного образования независимо от места проживания (+5 п.п.).
- в национальном проекте «Демография» - материнский капитал (+6 п.п.), льготная ипотека для семей с детьми (+6 п.п.), бесплатное ЭКО по полису ОМС (+12 п.п.).
- в национальном проекте «Экология» - раздельный сбор и переработка мусора (+3 п.п.), сохранение Байкала (+5 п.п.), развитие экотуризма (+16 п.п.).
- в национальном проекте «Жилье и городская среда» - расселение аварийного жилья (+3 п.п.), привлечение жителей к решениям по благоустройству городской среды (+3 п.п.), увеличение объема жилищного строительства (+3 п.п.).
- в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» - льготные кредиты (+9 п.п.).
- в национальном проекте «Культура» - внедрение цифровых технологий в деятельность культурных учреждений (+4 п.п.), строительство и реновация объектов культуры (+5 п.п.).
- в национальном проекте «Производительность труда» - введение метода «бережливое производство» на предприятиях (+9 п.п.), сбор и распространение лучших практик высокой производительности труда (+6 п.п.).
- в национальном проекте «Модернизация и расширение транспортной инфраструктуры» - строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань (+12 п.п.).
- в национальном проекте «Наука и университеты» - гранты молодым ученым (+2 п.п.).
- в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - ремонт, реконструкция и строительство дорог (+2 п.п.).
- в национальном проекте «Цифровая экономика» - подключение к интернету школ, организаций здравоохранения, органов власти (+3 п.п.), создание онлайн-суперсервисов – единых окон получения госуслуг (+31 п.п.), выдача электронных паспортов (+3 п.п.), обучение цифровой грамотности (+5 п.п.), увеличение количества мест в вузах на ИТ-специальности до 120 тысяч человек в год (+4 п.п.).
- в национальном проекте «Поддержка российского экспорта» - модернизация лабораторий для сертификации российской продукции (30% - новый вариант ответа в опросе).
Важно, что среди опрошенных не было ни одного человека, который бы не знал хотя бы об одном из национальных проектов.
Кроме того, увеличилась вовлеченность людей в реализацию национальных проектов. Россияне стали разделять дома мусор, активнее участвовать в экологических акциях и мероприятиях по благоустройству, а также более бережно относиться к своему здоровью.
53% опрошенных отметили, что разделяют дома мусор, 18% участвовали в экологических акциях, 13% - в мероприятиях по благоустройству. В декабре своей вовлеченности в подобные активности заявляли 47%, 15% и 8% респондентов.
62% респондентов в течение последнего года полностью отказались от алкоголя или стали меньше его употреблять, 61% - не курят, перестали или стали меньше курить. В декабре 2020 года оба этих показателя находились на отметке 48%.
40% сообщили, что следят за своим весом, 34% - питаются правильно, 25% опрошенных сообщили, что регулярно занимаются спортом. В декабре 2020 года так отвечали 39%, 33% и 25% соответственно.
Топ-10 мер (по росту осведомленности)
- Создание онлайн-суперсервисов
- Развитие экотуризма
- Использование сервиса «Мое здоровье» на портале Госуслуг
- Строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань
- Организация центров амбулаторной онкологической помощи и строительство онкодиспансеров
- Развертывание сетей 5G в городах-миллионниках
- Льготные кредиты
- Введение метода «бережливое производство» на предприятиях
- Диспансеризация людей старшего возраста
- Предоставление беременным женщинам самостоятельного выбора роддома (родовой сертификат)