Тенденции туризма в России: точки притяжения, недооцененные локации и регионы «невидимки»

Новости

01 июня, 15:08

1 июня 2023 года в пресс-центре ТАСС в Москве состоялась презентация экспертного доклада АНО «Национальные приоритеты» о состоянии регионального и межрегионального туризма в России. Авторы исследования обозначили актуальные тенденции развития отрасли, представили наиболее популярные направления для путешествий по стране, а также отметили недооцененные локации с большим потенциалом роста и регионы, которые пока остаются «невидимками» для туристов.

 

Доклад подготовлен на основе 30 экспертных интервью, анкетирования туристов, которые много путешествуют по стране, и всероссийского онлайн-опроса 1600 респондентов в социальной сети «ВКонтакте».

 

Исследование АНО «Национальные приоритеты» показало, что у россиян растет желание путешествовать по стране, в том числе в рамках коротких поездок в выходные дни. Наиболее динамично, по оценкам экспертов, меняется горнолыжный отдых и гастротуризм, активно развивается строительство глэмпингов и кемпингов, в том числе по программе грантовой поддержки нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», увеличивается качество и разнообразие предложений для отдыха. Потенциальные точки роста туристической отрасли – ценовая доступность путешествий по России, практикоориентированность образовательных программ и повышение престижа работы в сфере туризма.

 

Свою оценку проведенному исследованию дал замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков. Он отметил, что благодаря национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» в России активно развивается туристическая  инфраструктура и растёт доступность отдыха для граждан и гостей страны.

 

«Растет качество и число мест размещения для путешественников, появляются современные модульные отели для комфортного отдыха на природе, развиваются горнолыжные курорты. Вместе с реализацией нацпроекта желание наших граждан и гостей страны путешествовать по России растет. Это подтверждает экспертный доклад, подготовленный АНО «Национальные приоритеты». Его результаты также показывают, что для роста путешествий по России есть огромный потенциал в формировании привычки коротких поездок выходного дня в соседние регионы», - сказал Дмитрий Вахруков.

 

Основные результаты экспертного доклада на пресс-конференции ТАСС представила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. Она рассказала об основных тенденциях развития отрасли, зафиксированных по итогам 2022 года.

 

 

«Динамичное развитие показали меры по повышению доступности отдыха в стране - экспертная оценка +4 балла. И, по мнению экспертов, эти меры позволили с относительно небольшими потерями провести туристическую отрасль через пандемию, перезапустив туристический поток внутри страны. Следующая тенденция – растет интерес к коротким поездкам в выходные дни. Это одно из последствий пандемии – переход на гибкие формы занятости, когда люди могли позволить себе онлайн-работу. Эксперты отмечают рост числа туристов, которые вместо длинного отпуска (раньше люди планировали отпуск как минимум на 2 недели) теперь уже переключаются на более короткие отпуска, но зато более частые. И следующая тенденция – это желание путешествий по России. И помогли в этом рост информирования о разных локациях, активность самих регионов, а также развитие туристической инфраструктуры за счет запущенного национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и рост позитивных патриотических настроений в нашей стране», - сообщила София Малявина.

 

Она подчеркнула, что многие регионы активно развивают специальные форматы туристических продуктов – повышают свою гастрономическую привлекательность, создают глэмпинги и кемпинги, продвигают горнолыжный отдых. Также растет качество и разнообразие предложений для отдыха разных типов семей.

 

Среди мер, которые показали умеренную динамику роста, глава АНО «Национальные приоритеты» выделила создание условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма (этот тренд продолжает расти) и развитие событийного туризма. «У нас сейчас очень многие регионы делают на это ставку и планируют события, в том числе в межсезонье, которые привлекают людей. И это сказывается на росте туристического потока», - добавила София Малявина.

 

В число потенциальных точек роста входит престижность работы в сфере туризма. «Это совместная работа Минэкономразвития и туристической отрасли, и такие планы есть. И, более того, в национальном проекте тоже заложены такие меры», - сказала София Малявина. Самый низкий прирост, по оценкам экспертов, получило соотношение цены и качества туристических услуг. «Тут самый низкий пока балл, но мы очень надеемся, что скоро мы будем тоже выходить на позитивный тренд, и это направление у нас перейдет в динамичное развитие», - прокомментировала этот показатель гендиректор АНО «Национальные приоритеты».

 

София Малявина отметила, что наиболее динамично развивающимся регионами за последние два года эксперты считают Дагестан и Алтай, успех которых во многом связан с эффективностью рекламных кампаний, ставших стимулом для притока туристов и повышения качества инфраструктуры. Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург среди популярных туристических регионов считаются перенасыщенными. Для развития недооцененных локаций (чаще всего в их числе эксперты называли регионы Сибири и Дальнего Востока) требуется системный подход, включающий в себя взаимодействие между регионами и ведомствами.

 

Регионы, реализующие свой туристический потенциал 

 

Направления, оцененные экспертами как интересные, и одновременно популярные у туристов

 

  • Очень популярные и перенасыщенные: Сочи, Краснодарский край, Москва, Алтай, Санкт-Петербург, Татарстан, Дагестан, другие республики Северного Кавказа, в т.ч. Чечня, Ингушетия, Северная Осетия.
     
  • Очень популярные: Байкал, Карелия, Мурманская область, в т.ч. Кольский полуостров, Калининград, Приморский край, Крым, Камчатка, Тюменская область, в т.ч. Тобольск.
     
  • Достаточно популярные: Сахалин, Шерегеш, Нижегородская область, Золотое кольцо, Ленинградская область, Новгородская область, Самарская область, Ставропольский край, Минводы.
     
  • Популярные: Московская область, Башкортостан, Новосибирская область, Псковская область, Якутия, Ростовская область, Свердловская область, Тверская область, Тульская область, Челябинская область.

 

Недооцененные регионы

 

  • Часто упоминаемые экспертами, как недооцененные: Сибирь (Байкал, Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Томская и Тюменская области); Дальний Восток (Камчатка, Курилы, Сахалин, Чукотка, Еврейская автономная область, Приморский край, Магаданская область); Поволжье (Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Самарская область); Северные, арктические регионы (Карелия, Коми, Ямал, Таймыр, ХМАО, НАО, Архангельская и Вологодская области).

 

  • Редко упоминаемые экспертами, как недооцененные: Калининградская область; Урал (Пермский край, Удмуртия, Оренбургская, Свердловская и Челябинская области); Юг России (Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области); Центральная Россия (Владимирская, Ивановская, Калужская, Московская, Рязанская, Тверская, Тульская области); Северо-Запад (Новгородская и Псковская области); Северокавказские республики (Дагестан, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия).

 

Регионы «невидимки»

 

Регионы, которые эксперты не вспомнили совсем

 

  • ЦФО: Воронежская область, Смоленская область, Тамбовская область, Орловская область, Липецкая область.
  • ПФО: Кировская область, Пензенская область, Саратовская область , Ульяновская область.
  • УФО: Курганская область.
  • ДФО: Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край.

 

София Малявина сообщила, что в ближайшее время АНО «Национальные приоритеты» планирует запустить кампанию по продвижению коротких путешествий выходного дня, и предложила регионам подключиться к формированию таких туристических продуктов.

 

«Мы сейчас вместе с Минэкономразвития будем запускать социальную кампанию «Выходите в соседние города», которая включает и маркетинговое продвижение, и рекламу на ТВ, на радио и в интернете. И это не только продвижение регионов которые около Москвы, и [поездки] из Москвы, а это путешествия выходного дня из всех регионов нашей большой страны. Мы формируем конструктор [маршрутов], куда можно поехать из каждого региона – из Норильска, из Красноярска, из Самары, из Саратова, из Томска, из Москвы… в соседние регионы. Если у кого-то из наших партнеров, у самих регионов есть готовые продукты, мы с радостью возьмем их в конструктор на Russia.Travel», - сказала глава АНО «Национальные приоритеты.