РСПП опубликовал сборник корпоративных практик поддержки семей

Новости

04 февраля 2025, 17:30

В сборнике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) «Бизнес. Работники. Семья» представлены корпоративные программы и системы мер поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, реализованные 27 компаниями из разных отраслей экономики и направленные на достижение национальных целей. Этот материал дополняет опубликованный ранее АНО «Национальные приоритеты» аналитический экспертный доклад о совмещении карьеры и семьи конкретными примерами и рекомендациями для работодателей.

 

В сборнике в том числе приведены примеры практик 14 финалистов Национальной премии «Наш вклад», обладателей статуса «Партнер национальных проектов России»: АФ «Система», Газпром, Металлоинвест, ММК, Норикель, НПФ «Микран», ОМК, Почта России, Росатом, Сахалинская Энергия, Северсталь, СИБУР Холдинг, СУЭК, ФосАгро.

 

Реализуемые компаниями меры поддержки условно разделены на несколько групп: 

 

  • меры материальной поддержки сверх установленных законодательством;
  • гибкий график работы и отпусков, обеспечение возможности удаленной работы;
  • организация летнего отдыха для детей и семей сотрудников и организация досуга для семей и детей сотрудников, содействие в получении мест в детских садах;
  • жилищные программы, ДМС;
  • обучение и повышение квалификации после перерыва в связи с рождением и уходом за ребенком.

 

Среди основных выводов, сделанных по результатам опросов РСПП и корпоративных практик, направленных на решение демографических задач, поддержку семьи и сотрудников с семейными обязанностями:

 

  • Представители всех компаний примерно одинаково оценивают востребованность работниками мер материальной поддержки сверх установленных российским законодательством. Среди крупных компаний почти все, кто оценивает эту меру как востребованную, реализуют ее и на практике, среди небольших компаний таких менее половины. Характерным для крупных является использование одновременно комплекса мер социальной поддержки работников с семейными обязанностями, небольшие компании делают акцент, скорее, на отдельных единичных мерах (чаще всего это единовременные выплаты в связи с рождением ребенка).
     
  • Зафиксированы расхождения в распространенности реализуемых компаниями мер поддержки работников с семейными обязанностями и мер, которые сотрудники оценивают как наиболее востребованные. Например, крупные компании признают востребованность сотрудниками более гибких форм занятости (гибкие графики работы, удаленная работа, удобный график отпусков) и жилищных программ, но пока не готовы в полной мере удовлетворить такой запрос работников.
     
  • Компании считают жилищные программы одним из наиболее востребованных со стороны работников инструментов поддержки. Данный вид программ реализуют четверть всех опрошенных компаний и треть среди наиболее крупных (численностью более 10 тыс. работников). Чаще других жилищные программы практикуют нефтегазовые компании.

 

  • К наиболее распространенным мерам поддержки работников с семейными обязанностями относятся содействие в организации летнего отдыха детей и/или семейного отдыха, а также меры материальной поддержки сотрудников сверх установленных законодательством норм и предоставление дополнительных дней отпуска в связи с семейными обязанностями. Такие меры, как гибкий график работы и удобный график отпусков, чаще практикуются в небольших компаниях. Возможность дистанционной работы чаще предоставляется в компаниях сферы услуг, а также в транспортно-логистических и строительных компаниях. Использование гибкого графика работы наиболее распространено в организациях сферы услуг.

 

  • Почти две трети компаний-респондентов указывают на наличие у них медицинских программ, направленных на поддержку женского здоровья и здорового образа жизни. При этом основной акцент делается на поддержание здорового образа жизни в целом, и лишь небольшое количество компаний включают программы ведения беременности и родов в программу ДМС для своих сотрудниц.

 

  • В настоящий момент можно привести отдельные примеры российских компаний, которые реализуют в рамках корпоративной социальной политики специализированные комплексные демографические программы или политики семейной поддержки, имеющие своей целью влияние на демографическое поведение сотрудников через стимулирование рождаемости. Подход, предполагающий возможность рассматривать компании в качестве субъектов демографической политики, является относительно новым. Такую практику нельзя назвать массовой, но она может иметь последователей при должном информационном сопровождении и поддержке со стороны государства.

 

  • Одними из критериев эффективности программ поддержки работников с семейными обязанностями можно рассматривать коэффициент возврата и коэффициент удержания сотрудников после использования отпуска по уходу за ребёнком. Крупные компании, реализующие комплексный и системный подход к поддержке сотрудников с семейными обязанностями, в целом демонстрируют более высокие значения этих показателей.

 

Более подробно с материалами сборника можно ознакомиться на сайте РСПП.

 

РСПП является одним из партнеров Национальной премии «Наш вклад» по верификации проектов в области устойчивого развития. 

Национальная премия «Наш вклад» – первая в России премия, которая оценивает вклад бизнеса и некоммерческих организаций в достижение национальных целей. Оператор премии – АНО «Национальные приоритеты».