Эксперты обсудили роль старшего поколения в социально значимой и трудовой деятельности

Новости

30 августа 2024, 16:29

АНО «Национальные приоритеты» и Минтруд России совместно с экспертным сообществом приступили к подготовке аналитического доклада «Продолжительная и активная жизнь: Старшее поколение как кадровый ресурс». Экспертная сессия на эту тему состоялась в Международный день долголетия, 29 августа 2024 года на площадке специализированного центра занятости «Моя карьера» в Москве. Участники встречи обсудили механизмы вовлечения старшего поколения в активную трудовую и общественную деятельность.

 

Модератором выступила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова. Она представила результаты онлайн-опроса региональных экспертов о ресурсе старшего поколения для общества. 

 

Эксперты считают, что наиболее значимый для общества ресурс старшего поколения состоит в их готовности помогать другим людям (так ответили 33%), 24% назвали главным ресурсом профессиональный опыт и знания, 20% жизненный опыт. Эксперты полагают, что более всего сегодня нужны старшие в наставничестве, помощи тем, кто в ней нуждается (инвалиды, трудные подростки, дети-сироты и т.п.), в волонтерстве на общественных мероприятиях.

 

По мнению 71%  респондентов, после выхода на пенсию людей старшего поколения больше всего мотивирует потребность быть нужным, 70% отметили желание и готовность жить активной жизнью. Также среди значимых мотиваторов: потребность в социальных контактах и борьба с одиночеством (59%), желание помогать (49%) и желание развиваться (41%).

 

Помощь и наставничество

 

Директор департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда России Тарас Васько отметил важность ресурса старшего поколения, который они вкладывают в жизнь общества с помощью волонтерства и наставничества.

 

«В рамках “Активного долголетия” развивается “серебряное” волонтерство. Ресурс этих людей используется чаще всего в наших стационарных учреждениях, где они помогают другим гражданам старшего возраста чувствовать себя более комфортно. У людей старшего поколения есть огромный потенциал, которым они делятся в рамках наставничества и с молодежью – занимаются патриотическим воспитанием, помогают детям с особенностями в развитии, делятся своими знаниями и опытом, который они наработали за всю свою жизнь. Для нас этот ресурс очень важен. Особенно если учесть, что количество “серебряных” волонтеров уже более 200 тыс. человек, если ориентироваться только на официально зарегистрированных на портале Добро.рф, – сказал Тарас Васько.  –  Они готовы делиться душевным теплом и своими знаниями с подопечными».

 

Профессиональное обучение

 

Важную роль в создании экономических и социальных условий для активного участия старшего поколения в жизни общества играет программа профессионального обучения. По данным Минтруда России, за период реализации национального проекта «Демография» с 2019 по 2023 год обучение прошли 412,8 тыс. граждан старшего возраста. В разрабатываемом на 2025-2030 годы новом национальном проекте «Кадры» также предусмотрены мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного образования отдельных категорий граждан по приоритетным профессиям, включая граждан предпенсионного возраста. Начиная с 2025 года, мероприятия по обучению будут охватывать 250 тыс. человек ежегодно. 

 

Только в 2023 году в рамках национального проекта «Демография» прошли профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование более 69 тыс. человек возрастной категории 50+ и граждан предпенсионного возраста, из которых у 58,5 тыс. человек подтверждена занятость через портал «Работа в России». Наиболее востребованные профессии, по которым осуществлялось обучение: педагог, специалист по интернет-маркетингу, специалист по управлению персоналом, специалист по информационным ресурсам, бухгалтер, специалист в области охраны труда, педагог дошкольного образования, психолог в социальной сфере, специалист по противопожарной профилактике, программист, администратор и др.

 

В каких сферах востребованы старшие

 

«Люди старшего возраста очень осознанно и бережно относятся к своему здоровью, поэтому эта ниша очень хорошо ложится в их культуру, в их жизнь. И как раз проекты, в которых они могут быть востребованы, связаны с пропагандой здорового образа жизни», – отметила президент НКО «Ассоциация активных пенсионеров» Дарья Вязмикина

 

В качестве приоритетных для использования ресурса старшего поколения она выделила такие направления, как активное долголетие, здоровая семья, санаторно-курортная сфера, туризм, волонтерство.

 

Исполнительный директор БФ «Хорошие истории», руководитель Альянса «Серебряный возраст» и Коалиции «Забота рядом» Татьяна Акимова уверена, что старшие востребованы абсолютно в любых сферах, так как у каждого человека есть свой жизненный и профессиональный опыт, индивидуальные потребности и личные интересы.

 

«У нас и в обществе, и в организациях достаточно много стереотипов, к сожалению, которые очень сложно пока переломить. Например, услуга старшему воспринимается очень часто как помощь, а не как возможности. Нужно думать о том, каков наш взгляд  на старших для того, чтобы понимать, какие сферы нужно развивать, какие возможности нужно давать. Помнить нужно также о том, что портрет самих старших очень разнообразен»,  – сказала Татьяна Акимова.

 

Альянс «Серебряный возраст» выделил несколько категорий старших: «Старт» – готовы что-то делать, во что-то включаться, но не очень знают куда обратиться; «лидеры» – люди, у которых есть идеи и они готовы их реализовывать; «профи» – те, у кого есть профессиональный опыт и они готовы им делиться; «уязвимые» – кому нужна помощь, но кто одновременно готов оставаться нужными и полезными.

 

Руководитель отдела общественных проектов Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Вадим Самородов считает, что важно учитывать особые характеристики старшего поколения, связанные и с их физическими возможностями, и с особенностями мотивации. 

 

«Это медицинский факт – с возрастом есть и снижение физических возможностей, и снижение мобильности, и снижение когнитивных способностей и ухудшение памяти… Здесь есть еще и другие моменты. С возрастом изменяется отношение к жизненным интересам, которые в молодости воспринимаются по-другому. Например, люди уже больше думают не о том, чтобы побольше потреблять, а о том, что они сделали в жизни. Им хочется больше отдавать, чем брать. Также с возрастом появляется консерватизм, который можно считать недостатком в вопросах стратегии, бизнес-развития, предпринимательства, но в других сферах это может быть преимуществом», – сказал Вадим Самородов.

 

По статистике, которую привел ведущий научный сотрудник Центра «ИНСАП» ИПЭИ Президентской академии Виктор Ляшок, отраслевая и профессиональная структура у людей предпенсионного и пенсионного возраста существенно отличается. Он выделил два основных трека, по которым меняется профессиональная траектория человека при достижении пенсионного возраста.

 

«Первый трек распространенный – это оставаться на том рабочем месте, где ты был до пенсии, и продолжать работать дальше, насколько позволяет здоровье, мотивация. С учетом высокой дискриминации на рынке труда, она у нас есть, исследования это показывают, люди предпочитают оставаться на тех же рабочих местах. Второй трек – когда люди покидают рабочее место, и тогда мы чаще всего видим довольно существенное снижение как в части должности, так в оплате труда. Если мы говорим про старшие рабочие места, занятость сдвигается в сторону здравоохранения, там гораздо дольше, чем в других отраслях, люди работают, это образование и отрасли культуры. Также растет доля занятых низкоквалифицированным трудом», – сказал ведущий научный сотрудник Центра «ИНСАП».

 

Среди главных ресурсов, которые позволяют человеку дольше оставаться востребованным на рынке труда в старшем возрасте, Виктор Ляшок отметил непрерывное образование и здоровье. При этом, чтобы человек продолжал трудиться в пенсионном возрасте, инвестировать в здоровье нужно начинать гораздо раньше – с 20 до 40 лет.

 

Проблему не только трудовой, но и общественной дискриминации людей старшего возраста затронула в своем выступлении Мария Морозова, председатель наблюдательного совета Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

 

«Инфраструктурным в широком смысле барьером является эйджизм, который, к сожалению, пока пронизывает отношение общества. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что все, что связано с развитием некоммерческого сектора, с развитием волонтерства в целом – это все приписывается или передается под эгиду департамента управления молодежной политикой, включается в государственные проекты и программы, которые связаны с молодежью и детьми. Знак равенства, что любая общественная активность – это дело молодых. Это не просто организационное упущение, а то, что существует в головах», – сказала Мария Морозова.

 

Среди прикладных инфраструктурных барьеров она назвала недостаточную цифровую грамотность, низкую мобильность пожилых людей, а также недостаток управленческих навыков для того, чтобы создавать проекты и управлять их реализацией. Среди преимуществ – ответственность и терпение.

 

Возвращение в профессию и новые инструменты занятости старших

 

Для более активного использования трудовых ресурсов старшего поколения эксперты предлагали развивать инструменты дистанционной занятости, предоставлять сотрудникам пенсионного возраста гибкий график работы или сократить количество рабочих часов.

 

Проректор Томского государственного университета по развитию дополнительного образования Михаил Шепель выделил три приоритетных направления переподготовки старшего поколения: вовлечение в самозанятость, платформенная и удаленная занятость, а также возвращение в профессию через взаимодействие организаторов образовательных программ с работодателями.

 

«Если посмотреть на государственные проекты по переобучению взрослого населения, мы можем обратить внимание, что кроме традиционных профессий и профессий, направленных на самозанятость, охотно идут и трудоустраиваются на удаленную платформенную занятость. Это и специалисты по маркетплейсам, и 1С – программисты, тестировщики, поэтому ИТ-компании тоже охотно идут на переобучение и удаленную занятость взрослых. Что еще важно? Как вернуть в профессию человека пенсионного возраста? Кто такой метролог или инженер-метролог, который внедряет стандарты в производстве? Это человек, с большим опытом, имеет базовую инженерную подготовку. Он не может стоять у станка, но он такой колоссальный опыт имеет, что держать рамку нормативную и стандартную вполне способен. В этой связи возвращение в профессию в обрабатывающем производстве и в новые технологические линии на такие должностные позиции, как метрологи, наставники и т.д. – это чрезвычайно важная задача», – сказал Михаил Шепель.

 

Эксперт проекта «5.0» по работе с людьми предпенсионного возраста Центра «Моя карьера» Виктория Маркова сформировала запрос на более активное участие работодателей в организации образовательных программ для старшего поколения с целью их дальнейшего трудоустройства.

 

«Нам не хватает активности рынка и включенности работодателей в процесс поддержки наших соискателей. У нас работа строится следующим образом: к нам приходит человек с рынка труда, который не знает, что делать. У нас есть путь клиента: 1) когда человек хочет работать и примерно понимает где, мы ему помогаем составить резюме, прокачать какие-то компетенции, которых не хватает с точки зрения наших карьерных консультантов; 2) когда человек не знает, куда он хочет, мы предоставляем возможность пройти профтестирование, профессионально самоопределиться, либо поучаствовать в одной из партнерских программ, которые мы активно развиваем. С нашими работодателями мы открываем партнерские школы, когда у человека есть достаточно короткий путь для входа профессию через короткое обучение и трудоустройство. Это могут быть работодатели, партнеры, которые помогают по организации предпринимательской деятельности. Мы поддерживаем наших начинающих предпринимателей с помощью партнеров», – рассказала Виктория Маркова.

 

Корпоративными практиками работы со старшим поколениям, а также механизмами организации их трудовой и социально значимой деятельности в ходе экспертной дискуссии поделились Роза Хашхаян, директор департамента управления персоналом территории Волга X5 Group; Александра Абраменкова, руководитель проектов Центра развития городов Росатома АНО «Корпоративная Академия Росатома»; Константин Клинов, руководитель направления развития резерва Топ-менеджеров Группы ПАО «ММК». В экспертной дискуссии также приняли участие: Татьяна Сафронова, руководитель федеральной программы «Молоды душой» Ассоциации волонтерских центров; Юлия Мальцева, директор АНО САП «Серебряный возраст», эксперт ФП «Молоды душой», учредитель ООО «Большая перемена»; Роман Никитин, представитель Центра «Моя Карьера», первый заместитель директора службы занятости населения города Москвы; Елена Полушкина, замдиректора Центра экономики непрерывного образования Президентской академии; Константин Слюсарь, руководитель управления по взаимодействию с федеральными органами власти Российского общества «Знание»; Татьяна Шапошникова, начальник отдела организации и сопровождения проектов в органах системы СФР департамента совершенствования функциональной деятельности органов системы СФР фонда пенсионного и социального страхования РФ; Сергей Яньков, заместитель начальника управления синхронизации системы СПО и запросов экономики ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».

 

Перечень вопросов, которые обсудили эксперты: 

 

  • В каких сферах могут быть востребованы представители старшего поколения в качестве дополнительного ресурса общества?
  • Способно ли вовлечение старшего поколения в трудовую деятельность решить проблему дефицита кадров в российской экономике?
  • Чем отличается мотивация осуществлять трудовую деятельность у представителей старшего поколения по сравнению с представителями других возрастных групп? Как можно замотивировать представителей старшего поколения продолжать трудовую деятельность?
  • Что может препятствовать привлечению старшего поколения как кадрового ресурса со стороны самих представителей старшего поколения? Как можно преодолеть эти препятствия для большего вовлечения старшего поколения в трудовую деятельность?
  • На каких ролях / должностях на текущий момент востребованы представители старшего поколения? Какие компетенции представителей старшего поколения востребованы? Как изменяется их роль и активность на рабочем месте при выходе на пенсию/при достижении пенсионного возраста (например, переход на другие позиции или график)?
  • Осведомленность представителей старшего поколения о своих возможностях при поиске работы и осуществлении трудовой деятельности
  • В чем особенность поведения представителей старшего поколения на рынке труда?
  • В каких сферах социально значимой деятельности представлены и востребованы в настоящее время представители старшего поколения?
  • Какие качества, навыки и знания старшего поколения востребованы в социально значимой деятельности?
  • Какие существуют препятствия со стороны готовности инфраструктуры, мотивации волонтерских и других организаций для большего вовлечения представителей старшего поколения в социально значимую деятельность?
  • Существует ли проблема нехватки мотивации у самих представителей старшего поколения? Как эффективнее всего мотивировать представителей старшего поколения участвовать в социально значимой деятельности?
  • В каких сферах социально значимой деятельности будут востребованы представители старшего поколения в 2030 году?
  • Как развитие автоматизации и роботизации производства, а также уровня компьютерной грамотности представителей старшего поколения может повлиять на степень их вовлечения как кадрового ресурса в будущем?
  • Какие инструменты поддержки представителей старшего поколения на рынке труда, на Ваш взгляд, будут востребованы в будущем, но не внедрены сейчас?
  • Какие инструменты стоит внедрить или развить для увеличения вовлеченности представителей старшего поколения в социально значимую деятельность?
  • Как изменится участие представителей старшего поколения в социально значимой деятельности в перспективе до 2030 года?
  • Какая целевая модель взаимодействия государства с НКО является наиболее оптимальной, с точки зрения роста участия представителей старшего поколения в досуговых мероприятиях?
  • Какие инструменты поддержки работающих и ищущих работу представителей старшего поколения существуют на
  • данный момент, какие из них наиболее эффективны и какие стоит развить?
  • Какие инструменты поддержки представителей старшего поколения, желающих заниматься социально значимой (например, волонтерской) деятельностью существуют на данный момент и какие стоит развить?