Роль федерального проекта «Профессионалитет» в подготовке кадров для новой экономики

09 сентября 2024

АНО «Национальные приоритеты» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и экспертным сообществом приступили к подготовке аналитического доклада о будущем федерального проекта «Профессионалитет». Экспертная сессия на тему «Новое место рабочих профессий в новой экономике России» состоялась в Москве 5 сентября 2024 года.

Модератором обсуждения выступила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова. Она представила результаты онлайн-опроса региональных экспертов о профессиональном развитии и карьере.

 

Эксперты считают, что главным мотиватором карьерного роста для современной молодежи является рост доходов (так ответили 89%), а наиболее быстрый старт карьеры для молодых людей сегодня возможен в сфере информационных технологий (так полагают 44%). 78% и 75% опрошенных экспертов отмечают, что главные на сегодня индикаторы карьерного роста – это рост профессионализма и рост доходов (соответственно), а в перспективе главным индикатором карьерного роста станет востребованность, полезность для людей и общества (так считают 78%).

По мнению 85% респондентов, карьера сегодня позволяет создавать новые роли и вслед за ними новые должности, а 60% считают, что карьера – это постоянное развитие своих компетенций и профессионализма.

Текущее состояние подготовки рабочих кадров

О том, как за последние годы изменился спрос на рабочие профессии у абитуриентов, рассказала Светлана Мелихова, референт департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.

«На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования обучается более 3,5 млн студентов колледжей. То есть это свыше 60% от общего выпуска 9-ых классов <…> По предварительным итогам, в приемную компанию этого года в колледжи подано порядка 3 миллионов заявлений, 40% от их числа на технические специальности <…> В этом году из колледжей выпустились порядка 860 тысяч молодых специалистов. В том числе у нас состоялся первый выпуск «Профессионалитета». Это более 137 тысяч специалистов нового формата из 220 кластеров в 68 регионах нашей страны. В их подготовке приняли участие более 1000 предприятий», – рассказала Светлана Мелихова.

По ее словам, к 2025 году все образовательные учреждения будут подключены к порталу «Работа в России», где работодатели размещают свои предложения о заключении целевых договоров. Этот шаг позволит достичь 100% показателя прохождения производственной практики.

Представитель Минпросвещения России также сообщила, что 2024-2025 учебном году студентам колледжей доступны новые специальности, такие как информационное моделирование в строительстве, интеллектуальные интегрированные системы, биотехнология пищевой промышленности, безопасность на акватории, и другие профессии. В целом, интерес к среднему профессиональному образованию продолжает расти.

«К 2030 году планируем выпустить порядка 2 миллионов рабочих кадров по приоритетным отраслям. Также мы планируем усиливать отраслевой подход, и для этого с 2025 года вносим изменения в процедуру конкурсного отбора на предоставление грантов для создания кластеров «Профессионалитета». Введем лоты, которые будут определять предельное количество грантов по каждой отрасли. Это очень важный момент. Мы провели встречи с региональными министрами, разобрали каждую программу развития образования и дали свои рекомендации. Совместными усилиями мы добьемся того, чтобы все эти меры поддержки, все эти инновации в системе СПО работали по максимуму», – заявила Светлана Мелихова.

С момента запуска федерального проекта «Профессионалитет» конкурс на бюджетные места в колледжах, которые обучают по новым образовательным программам, увеличился. Об этом говорит и директор Липецкого металлургического колледжа, председатель отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) металлургии Алексей Уколов.

«Мы одними из первых начали реализовывать программу «Профессионалитет». И что мы на настоящий момент получили в динамике с 2022 по 2024 год? Во-первых, уже состоялся первый выпуск. Во-вторых, наблюдаем рост количества поданных заявлений на технический специальности на 85%. Увеличили контрольные цифры приема на 106% по сравнению с первым годом. Думали, что если мы увеличим цифры приема, то, соответственно, должен и конкурс, наверное, снижаться, потому что увеличивается доступность образования. Но нет, конкурс остался прежним и составляет более четырех человек на место, – сообщил Алексей Уколов. Достучались, наконец, до родителей, показали, что работать металлургом можно в современном цеху, на современном оборудовании».

Представители учреждений СПО отметили повышение успеваемости среди студентов, которые обучаются по новым образовательным программам.

«Если мы посмотрим на результаты демонстрационного экзамена, который у нас прошел в этом году, то действительно здесь показатели выросли на 10-15%. Количество четверок и пятерок возросло. И это как раз благодаря тому, что работодатель начал активно участвовать в учебном процессе. Мотивация растет»,  подчеркнул директор Озерского технического колледжа, сопредседатель отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) Сергей Шварев.

Инструменты поддержки

Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский поделился опытом опережающего трудоустройства студентов колледжей в филиалах компании.

«В рамках проекта «Профессионалитет» мы пересобрали образовательный процесс таким образом, чтобы наши слушатели получали опыт в течение всего периода обучения. Сейчас к нам ребята приходят не просто на практику  они замещают должность. Монтеров пути, электромонтеров, помощника машиниста, сигналиста, дежурного по вокзалу. В летний период массовых пассажирских перевозок студенты полноценно работают»,  сказал Александр Збарский.

Эксперты обсудили и меры поддержки студентов в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В частности, речь шла о повышении размера производственных стипендий, а также о заключении целевых и ученических договоров с компаниями-работодателями.

Директор Новокузнецкого торгово-экономического техникума, сопредседатель отраслевой ассоциации сопредседатель отраслевой ассоциации образовательных кластеров среднего профессионального образования туризма и сферы услуг Юлия Сметанникова поделилась практикой по улучшению имиджа и популяризации рабочих профессий. По мнению спикера, для студента очень важна материально-техническая база того образовательного учреждения, где он обучается.

«На мой взгляд, для наших направлений подготовки одной из эффективных форм улучшения имиджа и популяризации рабочих профессий является создание учебно-производственных комплексов на базе кластеров «Профессионалитета»… Учебно-производственный комплекс это основа формирования практического опыта деятельности в реальных рабочих условиях, но с возможностью ошибаться, нарабатывать темп выполнения работ и быть полностью готовым влиться в производственный процесс реального предприятия без процесса адаптации. Кроме того, это возможность для студентов самореализоваться, проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал, приобрести опыт работы в команде и опыт принятия решений вне стандартных ситуаций. Сегодня материально-техническая база кластеров соответствует самым современным требованиям, а в некоторых случаях даже превосходит оснащение некоторых ведущих предприятий сферы обслуживания. Это позволяет нам ежедневно демонстрировать ребятам красоту и значимость профессий индустрии гостеприимства», – сказала Юлия Сметанникова.

Тренды и перспективы

Еще один принципиальный вопрос для участников экспертной дискуссии как изменятся рабочие профессии в перспективе до 2030 года с учетом развития технологий и отраслевой специфики. Среди ключевых трендов они выделили: освоение смежных профессий и видов трудовой деятельности (мутьтиквалификаций) вместо отдельных специальностей; оперативное обновление коротких программ под задачи работодателя,  том числе по совмещенным профессиям; более активное привлечение и переподготовка старшего поколения. Также обсуждалось создание системы прогнозирования потребности экономики в кадрах и пересмотра законодательства для привлечения несовершеннолетних на производства. Эксперты отметили и возрастающую тенденцию цифровизации экономики.

Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский рассказал о тренде на совмещение профессий и оптимизации сроков обучения. Экономика остро нуждается в квалифицированных кадрах способных освоить смежную специализацию, поэтому современный сотрудник должен обладать несколькими компетенциями одновременно. 

«Что мы наблюдаем по железнодорожной отрасли? Это объединение, совмещение профессий. То есть сейчас уже появился новый профессиональный стандарт, это работник по комплексному обслуживанию инфраструктуры. То есть он сочетает в себе несколько функций – это обслуживание пути, электроконтактные сети. То, что раньше было поделено на несколько профессий, сейчас начинает уже входить в одну. Это реально. Соответственно, далее, будут еще оптимизироваться сроки получения рабочих профессий. И сейчас мы даже по себе видим, помощник машиниста от полугода, мы уже смогли оптимизировать программу до четырех месяцев. И, может быть, где-то еще сможем оптимизировать, применяя новые форматы обучения» , – отметил Александр Збарский.

Директор Колледжа Петербургской моды, председатель отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) легкой промышленности Ольга Коротеева считает, что к 2030 году из-за дефицита кадров работодатели будут вынуждены повышать производительность труда и снижать зависимость от количества работников на предприятии. Решить эти задачи можно с помощью объединения функционала разных должностных позиций и цифровизации производственных процессов.

«Один из трендов – появление новых ролей или совмещение двух близких процессов, двух функционалов по тем позициям, которые есть. Поэтому эти должности объединяются, и, соответственно, у нас появляется некая не новая, но модифицированная рабочая профессия. Это действительно тренд интересный, он очень живой, и происходит это буквально на наших глазах, сказала Ольга Коротеева. – Еще один интересный момент – это цифровизация. Как еще можно повысить производительность? Конечно, цифровизировав то, что можно. В сфере легкой промышленности цифровизация выражается в том, что появляются более сложные, технически сложные агрегаты, более сложные машины швейные, более сложные аппараты. Это полуавтоматы, автоматы. И поэтому классическая швея на таком аппарате работать уже не сможет. Значит, мы меняем программу обучения».

По итогам экспертной дискуссии будет подготовлен сводный аналитический доклад. В обсуждении приняли участие: руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова, референт департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Светлана Мелихова, директор Липецкого металлургического колледжа, председатель отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) металлургии Алексей Уколов, директор Краснодарского архитектурно-строительного Тамара Панеш, главный врач Архангельской областной детской клинической больницы им. П.Г. Выжлецова, сопредседатель отраслевой ассоциации образовательных кластеров среднего профессионального образования клинической и профилактической медицины Ольга Тюрикова, директор Череповецкого технологического колледжа Елена Егорова, заместитель генерального директора по общим вопросам НПО «Высокоточные комплексы» Владимир Бродский, директор Озерского технического колледжа, сопредседатель отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) Сергей Шварев, руководитель группы профессиональной ориентации и практической подготовки департамента подготовки кадров «Р-Фарм» Наталья Прудова, заместитель начальника департамента управления персоналом «РЖД» Александр Збарский, руководитель направления развития проектов в сфере СПО аппарата совета директоров «Римера» Елена Комарницкая, директор Каменск-Уральского политехнического колледжа Наиля Токарева, директор Новокузнецкого торгово-экономического техникума, сопредседатель отраслевой ассоциации образовательных кластеров среднего профессионального образования туризма и сферы услуг Юлия Сметанникова, директор Колледжа Петербургской моды, председатель отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) легкой промышленности Ольга Коротеева, руководитель Центра подготовки и развития персонала «СУЭК-Кузбасс», сопредседатель отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) горнодобывающей отрасли Яна Калиш, директор Медицинского колледжа, сопредседатель отраслевой ассоциации образовательных кластеров среднего профессионального образования клинической и профилактической медицины Игорь Боровский, директор Томского техникума железнодорожного транспорта – филиала Сибирского государственного университета путей сообщения Людмила Сорокина, менеджер образовательных проектов Санаторно-курортного комплекса «Мрия» (Mriya Resort) Диана Волченко, заместитель председателя комитета образовательной деятельности, стратегии и качества образования департамента образования в Томской области Наталья Казакова.

Перечень вопросов, которые обсудили эксперты: 

  • Как изменился конкурс на бюджетные места с даты запуска федерального проекта «Профессионалитет»? Вырос ли спрос на рабочие профессии?
  • Как изменилась успеваемость студентов с даты запуска федерального проекта «Профессионалитет»? 
  • Какие результаты прохождения производственной практики студентами федерального проекта «Профессионалитет» в сравнении с остальными группами студентов?
  • Какой уровень подготовленности первого выпуска федерального проекта «Профессионалитет» с уровнем подготовленности обычных выпускников СПО. Сократилось ли время на обучение на рабочем месте?
  • Какие меры поддержки работают эффективнее всего?
  • Какие профориентационные мероприятия для молодежи наиболее эффективны?
  • Какие лучшие практики по улучшению имиджа и популяризации рабочих специальностей существуют сейчас?
  • Как изменятся рабочие профессии в перспективе до 2030 года с учетом развития технологий и отраслевой специфики? 
  • Какие социально-экономические и демографические факторы окажут или могут оказать влияние на реализацию федерального проекта «Профессионалитет»? 
  • Какие мероприятия необходимо организовать для наиболее эффективной профориентации молодежи?
  • Какая форма участия компаний-работодателей является наиболее оптимальной? Какие механики взаимодействия должны быть изменены между бизнесом и СПО?
  • Какие изменения в системе мотивации преподавателей необходимы для обеспечения СПО педагогическими кадрами необходимой квалификации для успешной реализации федерального проекта «Профессионалитет»?
  • Какие компетенции у выпускников должны быть к 2030 году и каких нет сейчас?