Подведены итоги второго сезона научно-популярного конкурса «Знаешь? Научи!»

10 апреля 2023

17 российских школьников стали победителями всероссийского конкурса детского научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», включенного в инициативу «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» Десятилетия науки и технологий. Их работы стали лучшими среди более 2,5 тыс. поступивших заявок.

Победители определены в трёх возрастных категориях, пяти тематических номинациях и трёх специальных номинациях. Возрастные категории разделены на «Младшую школу», «Среднюю школу» и «Старшую школу», в каждой из которых соревновались дети соответствующих возрастов. 

Победители по возрастным категориям

Победителями в категории «Младшая школа» стали: Кира Иванова из Республики Татарстан (1 место), Люсия Гаспарян из Московской области (2 место) и Дмитрий Смирнов из Санкт Петербурга, чей видеоролик о капиллярном эффекте занял 3 место. В будущем Дмитрий хочет стать учителем или строителем. 

«Мне нравится рассказывать интересные вещи людям. Хотелось бы попробовать быть учителем. Дома мы с родителями играем в школу – я учу некоторому, что я сам знаю и тому, что нам в школе рассказывают. Так мы учимся одновременно, и мои родители – как два ученика у меня», – рассказал Дмитрий Смирнов.

В возрастной категории «Средняя школа» 1 место занял ролик Степана Фомичева из г. Щелково Московской области, Виктория Степанова из Амурской области - на 2 месте, Иван Петренко из Москвы – на третьем. Степан Фомичев показал в своём видео опыт, в котором он объяснил разложение перекиси водорода, а Иван Петренко рассказал про квантовое бессмертие. 

«Я думал в будущем стать доктором физических наук и изучать квантовую физику. А сейчас я продолжу дальше изучать эту тему. Надеюсь в будущем познакомиться с каким-нибудь ученым, который изучает квантовую физику. Чтобы он мне рассказал мне еще что-нибудь про эту обширную и интересную тему. Квантовая физика особенно важна для современного мира, где наука не должна стоять на месте, а должна быстро развиваться и за квантовой физикой – будущее», – поделился Иван Петренко

На первом месте у старшеклассниковНикита Пекшев из Самарской области с роликом про системы отсчёта. Второе место занял Владислав Рыжиков из Краснодарского края; на третьем месте – Артем Ефремов из Москвы, который собрал квадрокоптер на 3D принтере и рассказал о роли ученого в современном мире.

«Я с своими друзьями занимаюсь созданием научно-популярного контента в интернете. У нас есть свой блог – он называется «Банальный Фурье», поэтому я снимаю такое видео не в первый раз. Самое сложное в создании научного видеоролика – написать сценарий и смонтировать. Ведь нужно попытаться донести до зрителя простым языком достаточно сложные темы. Для этого нужно добавить и актерскую игру, и различные вставки. Потом снять эксперимент – и это один из самых интересных и легких этапов. Ну а затем начинается опять сложное – необходимо смонтировать, сделать превью», – рассказал Никита Пекшев

Победители тематических номинаций

Помимо возрастных категорий, победители были определены в тематических номинациях конкурса, которые отражали конкретные направления современной науки.

Победителем в номинации «Естественные науки» стал ученик начальной школы из Москвы Дмитрий Потапов. Он снял видео о фототропизме растений и продемонстрировал устройство, способное поворачиваться в сторону света. Лучшей конкурсной работой в номинации «Информационные технологии и точные науки» стал ролик Ильи Кочегарова из Московской области, который победил в конкурсе уже во второй раз. Илья сделал ролик про «умный домик» для его домашних животных с помощью программирования и специальных устройств. В номинации «Место человека во вселенной» победила ученица начальной школы из Московской области Алиса Ким. В своей конкурсной работе она наглядно показала масштабы солнечной системы и ее планет. Ученик средней школы из г. Сертолово Ленинградской области Руслан Самарцев объяснил в видеоролике процесс флотации и его использовании в добыче полезных ископаемых. Ролик Руслана стал победителем в номинации «Науки будущего». Социальный эксперимент, который показал в своей работе Владислав Стрельников из Краснодарского края в ролике «Ведущий или ведомый?» позволил ему выиграть в номинации «Социальные и гуманитарные науки»

Победители спецноминаций

Еще три работы стали победителями в специальных номинациях, которые были подготовлены совместно с партнерами конкурса.

О том, почему фейерверк разноцветный, в своём видео рассказал Евгений Богдашов из Нижегородской области - победитель специальной номинации «Большой эксперимент на большой перемене», подготовленной совместно с АНО «Большая перемена». Владислав Пырков из Москвы стал победителем специальной номинации «Авиация будущего» от ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». В своем видеоролике Владислав объяснил подъемную силу, благодаря которой самолёты поднимаются в воздух. В специальной номинации «Цифровой взгляд на мир» от Сферума победителем стал ученик средней школы Иван Возный из Амурской области. В своём ролике он рассказал о развитии робототехники и возможностях применения роботов. 

«Мы понимаем, что для формирования полноценной цифровой среды, в частности, в сфере образования, очень важно постоянно знакомиться с новыми технологиями. Это необходимо для постоянной актуализации и развития сервисов, поиска новых удобных решений для пользователей. Поэтому мы с удовольствием стали партнером всероссийского конкурса «Знаешь?Научи!». В нашей номинации «Цифровой взгляд на мир» мы выбрали лучший, на наш взгляд, видеоролик о том, как научные достижения помогают в повседневной жизни», — прокомментировал генеральный директор ООО «Цифровое образование» (компания-разработчик Сферума) Рубен Акопов

Всего во втором сезоне конкурса приняли участие более 7,5 тысяч школьников со всей страны, а для участия свои видеоролики записали более 2,5 тысяч детей. Конкурс стартовал 1 октября 2022 года. Например, можно получить сертификат на образовательный курс или выиграть поездку в лагерь, а также технику и другие призы. 

«Конкурс «Знаешь? Научи!» дает возможность школьникам примерить на себя роль ученого, реализовать творческий потенциал и провести собственные исследования. Он помогает детям увидеть перспективы развития в научной сфере и стать авторами полезного контента для своих сверстников. Участвуя в конкурсе, ребята могут не только прокачать свои навыки работы с видео, но и изучать новый материал – благодаря просмотру роликов других участников. Важную роль в популяризации науки играют учителя и наставники. Их поддержка, искренняя заинтересованность и вовлеченность в процесс подготовки конкурсных работ помогают зажечь в детях интерес к новым знаниям и укрепить их уверенность в себе», – прокомментировала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

Лучший наставник

В Год педагога и наставника был определен лучший наставник конкурса – им стала педагог МБОУ «Лицей» г. Протвино Марина Кутина, 34 ученика которой вышли в финал конкурса.

«Для педагогов наукограда Протвино одной из задач является привлечение талантливой молодежи в сферу научных исследований и разработок! Конкурс "Знаешь? Научи!" помог школьникам лучше узнать о том, как выглядит современная отечественная наука.Учащиеся попробовали себя в роли научно - популярных блогеров и стали на шаг ближе к науке!», – прокомментировала Марина Кутина. 

МБОУ «Лицей» г. Протвино также стал самой активной школой–победителем дополнительной активности конкурса «Школьная эстафета», в которой школы соревновались в количестве детей, загрузивших видео для участия в конкурсе. Школу ждёт особый подарок от партнера конкурса – компании Gallery – современная интерактивная доска, с помощью которой учителя смогут внедрять новые технологии в образовательный процесс. 

«Для ведущего оператора цифровой наружной рекламы Gallery, которого я представляю, было большой честью стать партнером такого актуального конкурса. Мы получили возможность увидеть, как много детей и молодых людей интересуются и разбираются в сложных материях науки и техники. И, что особенно ценно, умеют просто и доступно объяснить их современным языком при помощи новых технологий. Все конкурсные работы сделаны на очень высоком уровне, отличаются креативностью и глубиной. Нам было очень интересно смотреть и оценивать их. Спасибо участникам, оргкомитету и жюри — вы все большие молодцы!», – отметила генеральный директор компании Gallery Мария Комарова.

Конкурс проводился среди учеников 1-11 классов. Для участия было необходимо записать 3-х минутное научно-популярное видео и опубликовать его на сайте nauka.homo-science.ru. Видео должно было в доступной и интересной форме объяснять научную теорию, концепцию или явление. Реализовать механику с большим количеством видео участников получилось благодаря возможностям платформы VK Видео – все участники могли смотреть ролики друг друга и оценивать их на этапе зрительского голосования на платформе конкурса.

Теперь победителей конкурса ждёт торжественная церемония награждения, где они получат ценные призы от партнёров конкурса: образовательные курсы, технику и сертификаты на ее покупку, поездки и экскурсии, модный мерч и многое другое! Кроме детей специальные призы получат школьные учителя-наставники финалистов, а для школ-победителей подготовлены особые призы, среди которых цифровые лаборатории для практического изучения естественнонаучных дисциплин, робототехнические наборы и конструкторы, а также оборудование для лабораторий аддитивных технологий.

Церемония награждения пройдет в главном офисе VK — генерального партнёра конкурса. 

«Современные дети отлично ориентируются в цифровом пространстве: они умеют обращаться со всевозможными гаджетами, а аккаунты в соцсетях используют не только для развлечения, но и для обучения, например, общения с преподавателями и сверстниками. Я убежден, что делиться достижениями науки необходимо в знакомом детям интерактивном и цифровом формате. Мы поддерживаем Всероссийский детский научно-популярный конкурс «Знаешь? Научи!». Благодаря этой инициативе тысячи школьников по всей стране смогли попробовать себя в роли научно-популярных блогеров. Мы рады, что наши сервисы могут стать площадкой для их самореализации», — отметил Сергей Марданов, директор по школьным и молодежным проектам VK. 

В этом году стратегический партнер конкурса – Российское общество «Знание» – приготовил для участников большое количество увлекательного научно-образовательного контента – 20 коротких вдохновляющих лекций в формате TED-talk, а также мастер-классов от популяризаторов науки. К примеру, от ведущего молодого российского ученого, руководителя научной группы Центра НТИ «Квантовые коммуникации» НИТУ «МИСиС» Алексея Федорова участники могут узнать, какие загадки скрывает квантовая физика.

«Мир стремительно меняется. Практически каждый день мы узнаем о новых, зачастую прорывных разработках, которые способны менять жизнь человечества. Однако все это было бы невозможно без науки. Поэтому, конечно, большое внимание уделяется ее популяризации, особенно среди молодежи. Конкурс «Знаешь? Научи!» показал, что в России много молодых ребят, увлеченных наукой. И, самое главное, среди них много тех, кто готов делиться своими знаниями с другими! Мы это видим и по своим проектам, например, Школьной Лиге Лекторов. Безусловно, Общество «Знание» как самая крупная просветительская организация страны заинтересовано в том, чтобы людей, распространяющих знания, достоверную информацию, становилось больше. И мы всегда рады тем, кто стремится стать частью нашего лекторского сообщества», - сказал Первый заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Дмитрий Рыбальченко.

О конкурсе

Конкурс «Знаешь? Научи!» проводится АНО «Национальные приоритеты» на платформе просветительской программы Homo Science, созданной Госкорпорацей «Росатом». Конкурс проходит при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, национального проекта «Наука и университеты», а также входит в инициативу «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» Десятилетия науки и технологий. 

Генеральным партнером конкурса выступает компания VK. Стратегический партнер — Российское общество «Знание». Также партнерами конкурса выступают государственная корпорация «Роскосмос», образовательный сервис Сферум, образовательная платформа «Учи.ру», университет науки и технологий МИСИС, Всероссийский конкурс «Большая перемена», телеканал «Наука», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», телеканал «МИР 24», РХТУ им. Д.И. Менделеева, компания Gallery, Фонд технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», Ассоциация «Внедрения инноваций в сфере 3Д образования», ассоциация Science Slam и Российская академия образования.

2022 - 2031 годы объявлены в России Десятилетием науки и технологий. Среди задач Десятилетия – привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах развития науки для граждан России. Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

Подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах – на официальном сайте Десятилетия науки и технологий – наука.рф.