Основным критерием успеха для молодежи старше 18 лет является наличие семьи

24 августа 2021

Главными индикаторами успеха в обществе для двух возрастных категорий молодежи старше 18 лет (от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет) являются наличие семьи, самореализация в карьере, материальное благополучие и возможность заниматься любимым делом. Такие данные озвучил генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов в своем выступлении на пленарной сессии форума «Сообщество» в Саранске.

Исследование проводилось методом всероссийского телефонного интервью, в котором приняли участие 1600 респондентов старше 18 лет.

«В первую очередь, показателем успеха для молодого человека является наличие семьи, детей внуков – что в категории более молодой (47%), что в категории 25-34 года (51%). Мы сохранили традиционную структуру представлений об успешности в обществе, во главе которой находится семья», - отметил Константин Абрамов.

На втором месте среди 18-24-летних карьерный рост. «Молодые люди ориентированы на то, чтобы максимально прорваться в этом обществе, и в критериях успеха они ставят карьеру на второе место (32%). Молодые, но уже более зрелые наши граждане ставят на второе место материальное благополучие (30%). Это как раз тот рубеж, когда люди создают ячейки общества», - пояснил гендиректор ВЦИОМ.

На третье место представители обеих возрастных групп поставили «наличие работы, которая приносит удовольствие».

Самореализация через социальные роли

По словам руководителя дирекции стратегии, исследований и аналитики АНО «Национальные приоритеты» Юлии Грязновой, более юное поколение рассматривает самореализацию гораздо шире, чем карьерный рост, который многие ассоциируют с движением по ступенькам вверх.  

«Мы с вами знаем, что молодое поколение, которое обычно называют поколением Z, скептически относится к истории про ступеньки. Они не собираются никуда подниматься, но это не отменяет того, что именно они хотят больше всего реализоваться. Если мы примем с вами такую антропологическую и социологическую точку зрения, то самореализация – это не только поднятие по какой-то карьерной лестнице, но это реализация себя в одной или нескольких общественно значимых ролях», - пояснила Юлия Грязнова.

Первая социальная роль – родитель. «Мы тоже  видим, что ценность семьи для России остается очень важной. Если мы спрашиваем даже у подростков, какие у них ключевые ценности, семья лидирует с огромным отрывом. Это реализация себя как родителя или мужа / жены – семейные роли», - подтвердила представитель АНО «Национальные приоритеты» выводы исследования ВЦИОМ.

Вторая социальная роль – профессионал (самореализация в профессии). Третья – гражданин (реализация себя как человека, который может принимать какие-то решения, участвовать в решениях государства). Четвертая роль - предприниматель. «Это совсем новая роль общественная. Дело не только в прибыли, предприниматель – это тот, кто предпринимает собственное дело и пытается сделать что-то новое в обществе. И очень важная роль тоже, мы про нее в последнее время много говорим, это реализация себя как волонтера», - добавила Юлия Грязнова. При этом она подчеркнула, что самореализацию в этих ролях можно описать тремя глаголами: создавать, узнавать (познавать) и помогать.

Возможности национальных проектов для самореализации

В национальных проектах России можно найти возможности для самореализации людей в каждой из пяти социальных ролей.

«Национальные проекты имеют дело с самореализацией во всех ключевых социальных ролях. И как члена семьи (очень много мер направлено на поддержку семьи), и как профессионала, и как гражданина, и как предпринимателя, и как волонтера. Есть и волонтеры культуры, и волонтеры – медики, появились волонтеры – экологи», - пояснила Юлия Грязнова. Она также добавила, что на сайте национальныепроекты.рф размещен навигатор возможностей для самореализации. Пользуясь представленной выше таблицей, каждый желающий может найти для себя подходящие инструменты.

Форум «Сообщество», организованный Общественной палатой России, стартовал в Мордовии (г. Саранск) 24 августа. Тема форума - «Социальные лифты: создание возможностей для самореализации».