Каталог «жизненных ситуаций» на Госуслугах: всё решается проще, чем кажется
В России продолжается развитие цифровых сервисов. Портал Госуслуг предлагает широкий спектр сервисов, объединённых по принципу «жизненных ситуаций». Каждая такая ситуация объединяет услуги и справочную информацию по соответствующей тематике, что позволяет сократить сроки оказания госуслуг, число посещений ведомств, количество предоставляемых гражданами и бизнесом документов.
Выход на пенсию, замена документов, оформление льгот и поддержки для многодетных семей, перепланировка и строительство индивидуального жилья – для каждой ситуации найдется подходящий сервис, который поможет быстро получить полный набор необходимых государственных услуг и исчерпывающую информацию. Чтобы люди знали об этих возможностях, АНО «Национальные приоритеты» запустила федеральную рекламную кампанию «Жизненные ситуации».
Сервисы «жизненные ситуации» помогают решать социально значимые вопросы. Например, сервис «жизненная ситуация» для многодетных семей позволяет получить соответствующий статус, оформить пособия и выплаты в связи с рождением и воспитанием детей. Также каждый член семьи может получить электронное удостоверение, которое дает право бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха и выставок по всей России. В сервисе собрана справочная информация обо всех мерах поддержки, которые могут получить многодетные семьи.
«Жизненная ситуация» для выхода на пенсию дает возможность быстро и без лишних визитов в ведомства оформить все необходимые документы, а также отвечает на вопросы, с которыми сталкиваются люди, выходящие на заслуженный отдых. Например, как получить выписку из лицевого счета, как рассчитать размер пенсии и подать заявление о ее назначении.
Сервис для строительства индивидуального жилья помогает сформировать индивидуальный план строительства и направить комплексное заявление на получение услуги по строительству собственного жилья – от выбора и приобретения земельного участка до присвоения адреса объекту и подключения сетей связи и коммуникаций. В частности, водо- или электроснабжения. Помимо плана, пользователю предоставляется доступ на земельный аукцион, к реестру кадастровых инженеров, перечню провайдеров услуг по технологическому присоединению. На Госуслугах указаны все необходимые для строительства жилья документы и предусмотрена инструкция, как их получить. Через эту жизненную ситуацию можно зарегистрировать права на недвижимость и поставить ее на кадастровый учет.
Для обновления или замены документов также можно обратиться на Госуслуги. Например, «жизненная ситуация» поможет в режиме «одного окна» заменить документы (паспорт, водительское удостоверение и др.), если вы взяли другую фамилию при выходе замуж. Всё это без лишней бумажкой волокиты и очередей.
Комплексная помощь гражданам – приоритет национального проекта «Экономика данных», направленного на создание и внедрение современных технологий в социальной сфере и бизнесе. Работа по запуску «жизненных ситуаций» ведется по федеральному проекту «Государство для людей», который курирует вице-премьер – руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко.
В среднем одна «жизненная ситуация» объединяет 17 государственных услуг и сервисов. Система автоматически заполняет данные из профиля заявителя, поэтому комплексное получение услуг в рамках «жизненной ситуации» проще и быстрее, чем их оформление по отдельности. В среднем на 64% снизилось число визитов в ведомства, на 35% сократилось время на оформление услуг, на 29% – количество нужных документов.
На федеральном уровне сервисы «жизненные ситуации» внедряются с 2023 года. С конца 2024 года также реализуются и региональные сервисы «жизненные ситуации». Всего до завершения 2025 года будет работать 70 федеральных и 425 региональных сервисов «жизненные ситуации».
В числе самых востребованных «жизненных ситуаций» – сервисы для поступления в вуз, записи на любительские соревнования, многодетных семей и защиты от мошенников в сети. Так, «жизненной ситуацией» для поступления в вуз воспользовались более 7,5 млн человек, «жизненной ситуацией» для записи на любительские соревнования – более 940 тыс., к сервису для многодетных семей обратились более 900 тыс., а к сервису «жизненная ситуация» для защиты от мошенников в сети, – около 800 тыс. человек.
Национальный проект «Экономика данных» направлен на цифровизацию отраслей экономики и социальной сферы. Цифровые решения дают новые возможности, делая жизнь удобнее: госуслуги доступны онлайн, а интернет появляется в самых отдаленных уголках страны. Российские разработчики получают поддержку, а образование в ИТ-отрасли соответствует требованиям рынка. Особое внимание уделено противодействию кибермошенничеству и предотвращению утечки данных.
За реализацию сервиса «жизненных ситуаций» отвечают Правительство России, Аналитический центр при Правительстве России, Минцифры России, Минэкономразвития России, а также:
- Сервис «жизненная ситуация» для многодетных семей – Минтруд России, Минкультуры России, Минтранс России, Минпромторг России и Росздравнадзор.
- Сервис «жизненная ситуация» для выхода на пенсию – Минтруд России, Социальный фонд России, Минтранс России, Минпромторг России, Росздравнадзор и Минкультуры России.
- Сервис «жизненная ситуация» для строительства индивидуального жилья – Росреестр.
- Сервис «жизненная ситуация» для замены документов – МВД России, Минюст России, Фонд обязательного медицинского страхования, Казначейство России, Росреестр, ФНС России, Минобороны России и Социальный фонд России.