Итоги Года педагога и наставника: эффекты и перспективы

Новости

07 декабря, 17:00

Легализация института наставничества, понимание основных функций, социальных и профессиональных ролей наставника, а также его вклада в развитие общества вошли в число основных эффектов от проведения в России Года педагога и наставника. Такие выводы содержатся в аналитическом докладе «Наставник как путевка в жизнь», подготовленном АНО «Национальные приоритеты» и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) совместно с экспертным сообществом. Материалы доклада 7 декабря на форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ 2023 представила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

 

Тема наставничества долгое время оставалась факультативной и существовала за рамками нормативно-правового поля. В 2023 году эксперты провели серьезную работу, связанную с определением понятия «наставник» и «наставничество», разработкой профессионального стандарта наставника и в целом формированием института наставничества.

 

«Когда год начинался, все опять говорили о педагогах, об уважении к педагогам. Мы тоже проводили разные акции, сделали с Министерством просвещения навигатор по педагогическим вузам, которые находятся не только в ведении Минпросвещения, но и в ведении других министерств, для того, чтобы тот старшеклассник, который решил стать учителем, смог определиться и посмотреть, а что в его регионе, в соседних регионах вузы предлагают по педагогическим специальностям. За счет этого нам удалось повысить набор на педагогические специальности – на 30%. Это тоже существенный вклад Года педагога и наставника. И если с педагогами все более-менее понятно, то с наставниками было не очень понятно в начале года. Наставника у нас всегда уважают, но не было института наставничества, не было это слово куда-то применено и институционализировано», - пояснила София Малявина

 

Аналитический доклад демонстрирует, что дал в итоге Год педагога и наставника: как изменились представления о наставничестве, что произошло в развитии этой сферы. Гендиректор АНО «Национальные приоритеты» выделила 4 главных эффекта и сообщила, что остальное можно прочитать в докладе.

 

4 эффекта для наставничества

 

  • Первый эффект - легализация наставничества

 

«Мы начали создавать институт наставничества, который легализовал наставничество в профессиональной роли, в системах образования, воспитания, работы с кадрами», - сказала София Малявина. Она пояснила, что сами практики наставничества существовали раньше, и в корпоративном секторе, и в профобразовании, но без институционализации наставничества фигура наставника была неопределенной и необязательной. Фундаментом института стала разработка профессионального стандарта наставника.

 

  • Второй эффект – понимание роли и функций наставника (кто такой наставник и зачем он нужен)

 

«Проходившие в течение года дискуссии вокруг профстандарта и других тем, связанных с наставничеством, углубили наше понимание и мы выяснили, что дает наставничество в виде эффекта для каждого человека и для общества в целом, - отметила София Малявина. - Для каждого человека (наставляемого) наставник - это проводник: в профессию, в коллектив, в корпорацию, в жизнь. В целом для общества он закрывает два социокультурных разрыва: первый - между школой и жизнью, между колледжем и вузом и уже между последующей профессиональной деятельностью; второй разрыв - между поколениями. Например, наставники старшего поколения могут работать с трудными подростками и ликвидировать этот существенный разрыв, который у нас есть в обществе».

 

  • Третий эффект – наставничество начинает осознаваться как новый общественный уклад (одна из жизненных ролей)

 

Год педагога и наставника позволил инвентаризировать, описать самые разные сферы, в которых востребован наставник. Это и построение взаимодействия в коллективах в модели реверсивного наставничества (когда равный обучает равного или даже младший обучает старшего), и наставники в проектной деятельности для школьников и студентов, и социальные наставники для людей, проходящих кризисные моменты в своей жизни и т.д. Эксперты пришли к выводу, что в перспективе мы можем рассматривать наставничество как одну из жизненных ролей. Каждый человек может быть наставником в своей жизни для кого-то, быть образцом жизни или деятельности для другого человека. Осознание этой позиции как важной в жизни позитивно повлияет на общество и отношения между людьми. 

 

«Наставничество начинает осознаваться как новая роль любого человека и новый общественный уклад. Например, почему мужчины в нашей стране живут меньше, чем женщины? У нас социальная роль женщины после пенсии есть в обществе – это бабушка. Я не говорю, что дедушки у нас плохие, у нас дедушки замечательные, но мужчины не рассматривают роль дедушки, как основную социальную роль. Поэтому, когда они выходят на пенсию, они теряют смысл. Мы бы предложили, и я думаю, что этот год как раз даст старт этому движению, чтобы мужчины при выходе на пенсию становились наставниками и обретали эту роль», -  сказала София Малявина.

 

  • Четвертый эффект – наставничество как институт личного и общественного развития (институт, который дает импульс для развития наставникам, наставляемым, обществу в целом)

 

Что дает наставничество наставникам, наставляемым и обществу? Наставникам - новую управленческую роль, переосмысление собственного опыта профессиональный рост; наставляемым - профессиональное или жизненное самоопределение, расширение сети контактов, ускоренное приобретение компетенций и очень быстрое вхождение в новую организацию, либо в новую систему; обществу – позволяет сохранить и передать критически важные знания, стать обществом с развитой культурой и приобрести новые социальные позиции, которые это общество развивают.

 

Платформа для наставников

 

На Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ также состоялась презентация платформы для наставников, созданной на базе экосистемы ДОБРО.РФ.

 

Председатель комитета Госдумы по молодежной политике, глава совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев сообщил, что сейчас на ДОБРО.РФ зарегистрировано около 2,7 тысяч проектов по наставничеству, и его команда приняла решение запустить отдельную платформу для наставников. 

 

На платформе уже создан реестр организаций, которые будут обрабатывать входящие заявки от потенциальных наставников. Каждую анкету автоматически распределят и отправят операторам соответствующего направления. После – информация о наставнике будет добавлена в единый каталог на платформе. Пользователям новой платформы уже доступны главные сервисы ДОБРО.РФ: тематические онлайн-курсы Добро.Университета, удобная CRM-система для работы с заявками, меры поддержки Добро.Навигатора, вдохновляющие истории наставников от редакции Добро.Журнала и другие.

 

Руководитель национального конкурса «Лидера в интересах женщин» Евразийского женского форма и Ассоциации грантодающих организаций Лилия Щеглова отметила, что действующим наставникам и тем, кто сейчас нуждается в их помощи, не хватает доступного инструмента для взаимодействия. Многие до сих пор не знают, как правильно передавать знания. Такой инструмент, как платформа для наставников, по ее мнению, будет очень востребован.