Эксперты оценили уровень подготовки абитуриентов инженерных вузов и мотивацию молодёжи на выбор научной карьеры
О том, как повысить уровень подготовки абитуриентов по инженерным и техническим специальностям, мотивировать молодежь к построению карьеры в науке, а также внедрить в общее и дополнительное образование школьников культуру эксперимента, пробудить в учениках познавательный интерес, говорили участники экспертного мероприятия, организованного АНО «Национальные приоритеты». Дискуссия на тему «Как обеспечить базу для научного и инженерного технологического лидерства» состоялась в инженерном корпусе Гамма московской школы № 1502 «Энергия».
Модератором дискуссии выступила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова. В обсуждении приняли участие ведущие российские учёные, представители инженерно-технических вузов, общеобразовательных учреждений, институтов развития и организаций, представляющих интересы работодателей.
«В прошлом году мы с вами сделали экспертный доклад про ученых и инженеров. Обсудили проблемы, они оказались решаемы, и закончили на теме, которая осталась подвешенной. Многие тогда высказались, что со школьным образованием надо что-то делать, потому что уровень подготовки абитуриентов снижается, прежде всего по математике и физике, и это большая проблема потом для вузов и для работодателей», – пояснила Юлия Грязнова.
Она напомнила, что общая тематическая рамка для всех экспертных докладов по национальным проектам 2025 года – технологическое лидерство и технологический суверенитет России, поэтому научный и образовательный треки нацпроекта «Молодёжь и дети» рассматриваются как база для достижения этих целей.
Уровень подготовки абитуриентов
Среди основных барьеров, препятствующих повышению уровня подготовки абитуриентов по техническим специальностям, эксперты называли перегруженную школьную программу, излишнюю заточку обучения под ЕГЭ, дефицит педагогических кадров, а также разрозненность и недостаток использования в школах инструментов, развивающих любознательность, широкий кругозор и креативное мышление.
«Некая любознательность и понимание, как мир устроен, – это самое главное. Если ты знаешь только формулы, что у нас в основном в школах преподают, то ты не выиграешь эту гонку», – отметил популяризатор математики, создатель проекта «Математические этюды» Николай Андреев.
Заместитель руководителя по коммуникациям Центра компетенций Национальной технологической инициативы «Новые и мобильные источники энергии» при Федеральном исследовательском центре проблем химической физики и медицинской химии РАН Алексей Паевский предложил ставить перед школьникам задачи, у которых нет решения.
«На самом деле, любопытство нужно не развивать, его достаточно не гасить. Дети приходят в школу любопытными. Есть вещи, которые помогают [пробуждать любопытство]. Например, когда-то давно мы создали Химтурнир, в котором дается кейс, но чаще всего нерешаемый. То есть там реальная научная задача, которую мы не знаем, как решать. И это интересно», – пояснил Алексей Паевский.
О том, как на формирование восприятия мира у абитуриентов влияет подготовка к ЕГЭ, рассказал Егор Задеба, кандидат физико-математических наук, доцент НИЯУ МИФИ, старший научный сотрудник Экспериментального комплекса НЕВОД, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
«Главная проблема — невероятно низкий уровень самостоятельности. И вот то, что Николай Николаевич [Андреев] как раз упомянул, это вопрос любознательности, а это очень связанные вещи. Абитуриенты в принципе заточены под то, что если они готовятся к ЕГЭ по математике, по физике, то они полностью вымывают все остальные дисциплины. И с этим приходится бороться, — отметил Егор Задеба. — Нобелевские лауреаты в нашей сфере, в физике, например, в математике, они невероятно разносторонние люди, они прочитали невероятное количество книг и имеют невероятно широкий кругозор».
По словам директора Передовой инженерной школы электротранспорта Московского политехнического университета Пабло Эмилио Итурралде Бакеро, чтобы у разжечь интерес школьников к науке и инженерии, им надо позволить проектировать и создавать настоящие вещи, а не использовать искусственные модели из конструктора. Например, устроить настоящие гонки на картах, которые они собрали самостоятельно.
«Нам нужны люди, которые по-настоящему влюблены в то, что они делают. Сейчас, к сожалению, в школах все, что называют инженерными соревнованиями, конкурсами и так далее, они искусственные. Им показывают, как собрать из Лего, допустим, какую-то линию, как работает телефон. А чтобы влюбиться, надо почувствовать это по-настоящему», – пояснил Пабло Эмилио Итурралде Бакеро.
Позицию будущих работодателей обозначила заместитель генерального директора – директор направления «Образование» Фонда Мельниченко Александра Диденко. Она отметила уникальную особенность текущей ситуации: растет количество абитуриентов, а также средний балл при поступлении в вузы и колледжи, но при этом качество знаний достаточно низкое.
«Существует необходимость в совершенствовании подготовки технических специалистов, так как от их квалификации зависит не только эффективность производственных процессов, но и безопасность всего производства. Это создает дополнительные стимулы для развития образовательных программ и внедрения новых методик обучения, которые помогут выпускникам успешно адаптироваться к требованиям современного производства», – добавила Александра Диденко.
Она также отметила нехватку педагогических кадров и современного оборудования в региональных школах.
«Мы везде сталкиваемся плюс-минус с одной и той же историей. Это катастрофическая нехватка педагогических кадров. Например, если взять Невинномысск, где у нас располагается химическое производство Еврахима. Рядом находится город Белореченск, между ними буквально 2−3 часа езды. Педагог по химии один, а в городе живет 150 тысяч человек. У нас там находится центр талантов, где мы отремонтировали лабораторию, у нас работает педагог. И мы открыли лабораторию для всех школьников города, полностью покрыли все расходы на реагенты, на преподавателя, просто чтобы у ребят была возможность в целом с химией познакомиться. Поэтому, когда мы говорим, какое у нас сейчас качество абитуриентов, мы понимаем, что в школах нет оборудования», – добавила Александра Диденко.
Успешные практики в школьном образовании
Примерами лучших практик внедрения инженерно-технического образования в школах поделились заместитель директора школы № 1502 «Энергия» (г. Москва) Денис Бритов и директор Уральского Губернаторского лицея (г. Екатеринбург) Игорь Климовских.
«На протяжении уже больше 20 лет наша школа одним из основных направлений своей работы видит физико-математическое, естественно-научное и технологическое образование, которое теперь называют инженерным. Последние несколько лет мы посвятили себя проекту, который нацелен на внедрение технологизации образования от детского сада до старшей школы. Чаще всего, когда говорят об инженерном образовании, имеют в виду среднее и высшее образование, но мы шагнули дальше и выстроили эту вертикаль – от дошкольного образования до таких инженерных корпусов, где проходит наше мероприятие», – рассказал заместитель директора школы № 1502 «Энергия» Денис Бритов. По его словам, основными элементами успеха этого проекта, который выстроен вокруг ученика, стали квалифицированный педагогический состав, внедренное высокотехнологичное оборудование и ресурсы, привлеченные с помощью внешних партнеров.
Игорь Климовских считает, что основное образование надо строить на базе дополнительного, потому что именно кружки и секции пробуждают в ребенке искренний интерес и «цепляют его за живое».
«Мы внедрили в учебный цикл, в учебный план лицея то самое дополнительное образование. На территории нашего лицея находится Кванториум. Его госзадание - это наши дети, его расписание - это наше расписание. И всё это органично внедрено [в школьную программу] - и внеурочная деятельность, и дополнительное образование, и проектная деятельность, всё это идёт в одном расписании с первого класса и по одиннадцатый класс», – поделился своей практикой директор Уральского Губернаторского лицея.
Участники дискуссии предлагали освободить педагогов от рутинной работы и позволить им использовать вариативный подход к преподаванию естественно-научных и технических дисциплин. Также обсуждались возможности использования ИИ для преодоления кадрового дефицита и создание общедоступной библиотеки лучших педагогических решений с готовыми материалами для уроков.
«Так или иначе, в ближайшие 20−25 лет, большая часть школьного образования перейдет на искусственный интеллект. И я думаю, что нам стоит не бороться с проблемой, а стараться как можно раньше ее возглавить. И где-то ограничено стараться в отдаленных регионах, где один химик на два города, вводить образование через искусственный интеллект, а не через учителей. Конечно, это должно контролироваться людьми», – предложил учитель математики Антон Низовцев из школы Центра Педагогического Мастерства.
Подробно о том, какие инструменты и решения предложили эксперты для повышения качества подготовки в средней школе и повышения мотивации молодежи к построению научного карьерного трека, можно будет узнать из аналитического доклада, который будет представлен на V Конгрессе молодых учёных (26-28 ноября 2025 г.).
В экспертной дискуссии принимали участие:
- Николай Андреев, российский математик, популяризатор математики, создатель проекта «Математические этюды»;
- Виталий Баган, кандидат физико-математических наук, проректор по научной работе МФТИ;
- Денис Бритов, заместитель директора школы № 1502 «Энергия» (г. Москва);
- Алексей Вовченко, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций;
- Юлия Грязнова (модератор), руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты»;
- Александра Диденко, заместитель генерального директора – директор направления «Образование» Фонда Мельниченко;
- Егор Задеба, кандидат физико-математических наук, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», старший научный сотрудник Экспериментального комплекса НЕВОД, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию;
- Игорь Иванов, руководитель научно-методического центра Фонда гуманитарных проектов;
- Пабло Эмилио Итурралде Бакеро, директор Передовой инженерной школы электротранспорта ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет»;
- Игорь Климовских, директор Уральского Губернаторского лицея;
- Александр Мажуга, доктор химических наук, профессор РАН, заведующий лабораторией тканеспецифических лигандов химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию;
- Екатерина Морозова, директор Открытого университета Сколково;
- Антон Низовцев, учитель математики, школа Центра Педагогического Мастерства;
- Алексей Паевский, заместитель руководителя по коммуникациям Центра компетенций Национальной технологической инициативы «Новые и мобильные источники энергии» при Федеральном исследовательском центре проблем химической физики и медицинской химии РАН;
- Наталья Степанова, кандидат физико-математических наук, руководитель Центра наук о Земле МФТИ, директор Координационного центра «Плавучий университет»;
- Антон Филиппов, директор проектного офиса «В центре науки» Центра педагогического мастерства.
Фотоальбом мероприятия опубликован на странице АНО «Национальные приоритеты» в социальной сети Вконтакте.