Эксперты обсудили задачи на подготовку кадров для обеспечения технологического лидерства

28 мая 2025

27 мая на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) в Москве состоялась экспертная сессия на тему: «Новые кадры для технологического лидерства». На встрече, модератором которой выступила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова, обсуждались вопросы подготовки новых кадров для технологического лидерства России, включая инженерное образование, профориентацию и формирование необходимых компетенций у молодежи. 

По итогам дискуссии будет сформирован аналитический доклад о проблемах, успешных практиках и возможных изменениях в системе подготовки специалистов для обеспечения технологического лидерства нашей страны.

В 2025 году для всех экспертных докладов «Национальных приоритетов» выбрана общая рамочная тема: «Технологическое лидерство и технологический суверенитет России».

«Почему именно она? Потому что впервые в новый блок национальных проектов добавились национальные проекты технологического лидерства – сейчас их 7, а со следующего года будет еще плюс 2. Это такие технологические, инженерные темы, которые охватывают все научно-промышленное развитие России – от самолетов и пароходов до изготовления станков, новой химии и энергетики. Сегодняшняя наша тема – про кадры и молодежь, про тех, кто в этом будет работать и кто те самые технологические сдвиги и технологическое лидерство сможет обеспечить. Про новое поколение, воспитание и условия для самореализации детей и молодежи», – пояснила София Малявина, гендиректор АНО «Национальные приоритеты».

Среди ключевых вопросов: Какие качества и компетенции должны быть у кадров в стране, которая претендует на технологическое лидерство? Что уже сделано и делается для того, чтобы эти компетенции появились? Какие существуют лучшие практики? На что можно опереться, а чего не хватает? Что нужно сделать для того, чтобы молодые люди хотели жить и работать в России, чтобы они чувствовали, что у них есть возможности для самореализации и развития.

«И еще одна группа вопросов: какие возможности для самореализации молодежи уже есть в стране в целом в регионах, какие лучшие региональные и муниципальные практики сейчас существует. Мы здесь очень рассчитываем на Росмолодежь и подключение Домов молодежи, которые открываются сейчас по всей стране, чтобы эти самые лучшие практики собрать, ну и, конечно же, на вузы. Зачастую именно вузы становятся точками роста в регионах, которые эти практики не только собирают, но и распространяют, ведут», – добавила София Малявина.

По данным ВЦИОМ, 80 % молодежи согласны с тем, что у них есть все возможности для самореализации. При этом, по словам заместителя министра науки и высшего образования России Ольги Петровой, далеко не все из них понимают, как конкретно воспользоваться этими возможностями и куда дальше двигаться. Пространство возможностей, которое существует у молодого человека, ограничено по времени, поэтому он должен четко выстроить свою траекторию развития. 

«Это как раз та задача, которая стоит перед нами. Проректорское сообщество, проректоры, которые в каждом вузе есть, у них выстроена система координации и взаимодействия со студентами. Они как раз подсказывают, как правильно выстроить свой путь. Ну и, конечно, работодатели, потому в новой системе высшего образования, которая создается, работодатели играют все более важную, ключевую роль. Потому что уже в конце второго курса у студента возникает тревожность: «А что дальше?». А дальше должно возникать предприятие, куда он встраивается. То самое дело, где он уже готов чувствовать себя значимым, а дальше уже набирать свой потенциал для того, чтобы стать настоящим технологическим лидером и вести нашу страну к дальнейшему развитию», – сказала Ольга Петрова.

По словам замминистра, в системе высшего образования уже многое делается для того, чтобы отвечало на существующие запросы работодателей и технологические вызовы. 

«Это, конечно, и программы развития, «Приоритет 2030», передовые инженерные школы, проекты по технологическому предпринимательству – у нас есть платформа университетского технологического предпринимательства и вся линейка инициатив, которые мы реализуем с Университетом 2035, встройка министерства в линейку нацпроектов по технологическому лидерству. Но все это, все профессиональные компетенции, которы мы даем нашим студентам, они, безусловно, должны очень четко сопровождаться устойчивой ценностной системой координат. Студент должен четко понимать свою роль и значимость для нашей страны», – отметила Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования России.

Эксперты, в частности, обсудили механизмы адаптации высшего образования к современным запросам, повышение эффективности взаимодействия образовательных учреждений с работодателями для решения кадровых проблем, вовлечение молодежи в технологическую сферу, способы мотивации студентов и актуализация учебных планов. Затрагивались темы популяризации сельских профессий, а также проблемы психического здоровья студентов и наличие психологических служб в вузах.

Участники договорились развивать программы профориентации для школьников и взрослых, включая создание агроклассов и программ наставничества, продолжать работу над формированием устойчивой ценностной системы у студентов и преподавателей, а также улучшать маркетинговую составляющую для популяризации профессий в технологической сфере.

В экспертной сессии «Новые кадры для технологического лидерства» приняли участие: генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала Елена Бабина, заместитель генерального директора по общим вопросам АО «НПО «Высокоточные комплексы» Владимир Бродский, заместитель генерального директора, руководитель направления «Образование» Благотворительного фонда Андрея Мельниченко Александра Диденко, проректор по науке и цифровому развитию ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» Павел Дроговоз, руководитель Научно-методического центра Фонда гуманитарных проектов Игорь Иванов, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Дмитрий Кайсин, первый заместитель председателя комитета по молодежной политике Госдумы РФ, председатель наблюдательного совета организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, к. п. н., заместитель декана по учебной работе факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией психологии виртуальной реальности и полимодального восприятия Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Артем Ковалев, проректор по трансформации образовательной модели РАХиГС Владимир Колодкин, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Руслан Корчагин, руководитель проекта HR-управления ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» Анна Косурина, директор по работе с органами государственной власти, заместитель генерального директора ООО «Нетология» Валентина Куренкова, заместитель губернатора Калужской области Татьяна Леонова, директор ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам» Дмитрий Литвин, заместитель министра образования Камчатского края Патимат Омарова, председатель Российского союза сельской молодежи Дмитрий Пекуровский, заместитель директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Вячеслав Шоптенко.