«Дороги для людей»: эксперты представили доклад об эффектах от реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги»

Новости

26 января, 17:30

Презентация экспертного доклада о социальных и экономических эффектах, которые произошли за последние 5 лет благодаря реализации в России национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), состоялась на площадке НИУ ВШЭ в Москве 25 января. Основные выводы доклада «Дороги для людей» представила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.

 

«В 2023 году мы в АНО «Национальные приоритеты» вместе с Высшей школой экономики делали экспертные доклады, посвященные национальным проектам и тем социальным и экономическим эффектам, которые произвели разные нацпроекты, начиная с 2019 года. Нам и нашим экспертам показалось это важным, уместным и своевременным. И в том числе в декабре 2023 года мы провели экспертную сессию по оценке эффектов от реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», по итогам которой был подготовлен этот доклад», - пояснила Юлия Грязнова.

 

В подготовке материала приняли участие: заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, ректор ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Александр Климов, начальник отдела реализации национальных проектов Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Росси Дмитрий Борисов, начальник управления развития автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Никитин, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Алексей Горбачев, научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, проректор ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Татьяна Марканич, директор ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР» Евгений Абузяров.

Основные выводы экспертного доклада «Дороги для людей»

 

  • Впервые возникла единая для всей страны концепция развития дорожной сети, общее целеполагание на уровне федеральный центр – региональные проектные офисы, были выработаны единые производственные стандарты.
  • В дорожную сферу пошли инвестиции, так как она стала предсказуемой для частного капитала.
  • Строительство и ремонт дорог становится драйвером развития экономики и повышения качества жизни.
  • За время реализации нацпроекта существенно уменьшилось количество жертв в результате ДТП. Россия заметно поднялась в мировых рейтингах безопасности дорог.
  • Сформирована опорная сеть дорог России.
  • В результате улучшения качества дорог снижаются логистические расходы бизнеса в целом по стране.
  • Рост дорожного строительства привел к росту других отраслей экономики.
  • Существенно вырос уровень профессионального образования и профессиональной переподготовки специалистов дорожного хозяйства.

 

«Первый и ключевой эффект – это то, что дорожная отрасль, благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» впервые получила общее целеполагание. Появилась единая для всей страны концепция развития дорожной сети, и в рамках этой концепции, поставленным там KPI и единым стандартам, стали работать не только федеральный центр, но и все регионы, - сказала Юлия Грязнова - Это не уникальная история национального проекта «Безопасные качественные дороги». Во многих национальных проектах это тоже произошло. Если спросить, что сделали национальные проекты, они во многих сферах, во многих отраслях сумели создать общее целеполагание. Это достаточно сложная задача». 

 

Социальные и экономические эффекты 

 

Изменение качества жизни людей

 

  • Для сельских жителей: увеличение доступности базовых услуг, рост уровня доходов, новые потребности;
  • Для людей с ОВЗ: повышение мобильности;
  • Для жителей больших городов: комфорт и экономия времени, больше возможностей для автотуризма;
  • Для всех людей: возможность участвовать в общественном контроле;
  • Для всех людей: снижение смертности в ДТП (транспортные риски РФ стали ниже «мировой линии» - динамика снижения смертности на дорогах стала соответствовать лучшим мировым практикам).

 

«Как отмечали наши эксперты, очень большие эффекты, очень заметные были для сельских жителей, для тех, у кого раньше дороги либо практически не было, либо она была очень плохая, туда был сложный транспортный подъезд и т.д. Появление нормальной дороги, по которой может проехать любой транспорт, а не только сложный вездеход, не только зимой или только летом, привело для сельских жителей к доступности базовых услуг. То есть сельским жителям благодаря дороге стали доступны все те услуги, которые доступны городскому жителю, потому что сельский житель теперь может доехать до города, где этот самый базовый набор услуг существует», - пояснила Юлия Грязнова.

 

Она подчеркнула, что это тоже не уникальный эффект национального проекта «Безопасные качественные дороги». Все нацпроекты направлены на то, чтобы снизить неравенство в стране - не только материальное, но и неравенство в доступности базовых услуг. 

 

«Доступность образования, доступность учреждений культуры, доступность медицины должна быть в принципе одинаковая для всех людей в стране. Национальные проекты были призваны это неравенство уменьшить, поэтому так много во всех национальных проектах было посвящено ремонту, строительству, кадрам на селе или в малодоступных городах. За прошедшие 5 лет это произошло в том числе благодаря национальному проекту БКД», - сказала Юлия Грязнова.

 

Еще одна группа людей, на которую национальный проект произвел значительный эффект, это люди с особыми потребностями (или, как их принято называть, с ОВЗ), которым в национальном проекте было уделено достаточно много внимания. С развитием инфраструктуры эти люди получили возможность более свободно перемещаться и вести активную жизнь (повышение мобильности). В целом жители больших и средних городов получили возможность экономить время и с комфортом добираться до работы или учебы. 

«Это приятно, комфорт улучшает настроение, что в свою очередь повышает уровень счастья. Это то, к чему мы все стремимся в реализации национальных проектов, - прокомментировала Юлия Грязнова. – И еще  одна очень важная вещь, в основном для жителей больших городов, поскольку они основные потребители туристических услуг, - у них появились гораздо большие возможности для автотуризма.  Мы с вами видим и по статистике, что автотуризм у нас растет. По разным данным это разные проценты, но динамика по любым данным, как бы они ни собирались, есть, и мы видим, что всё большее количество людей начинает путешествовать на машинах». 

 

Кроме того, все граждане России получили возможность участвовать в общественном контроле. Одна из отличительных особенностей нацпроекта ― взаимодействие с жителями. Они участвуют в реализации дорожных мероприятий на всех этапах ― начиная от выбора объектов ремонта и заканчивая их приемкой в эксплуатацию. 

 

При планировании строительства и ремонта учитываются обращения граждан. На официальном интернет-ресурсе проекта (БКД.РФ) люди могут оставить свои отзывы и замечания, задать вопросы о дорожном ремонте. В социальных сетях пользуются популярностью официальные сообщества проекта. В ряде регионов успешно функционирует система общественного контроля за реализацией проекта. 

«Многие эксперты и граждане отмечают, что открытость и прозрачность – это отличительные черты нашего национального проекта. Это было сделано сознательно, еще на старте приоритетного проекта, государство поставило себе цель – сверять шаги с гражданами. Открыть даже комментарии в аккаунтах в социальных сетях, это уже большое дело. Мы в свое время это сделали и дали такие рекомендации регионам, сейчас туда может прийти каждый. Нам было важно, чтобы по всей стране простые граждане могли стать непосредственными участниками национального проекта. Это направление общественного контроля, и сегодня во всех регионах по всей стране общественных контролеров насчитывается более 500 человек. Это те, кто активное участие принимают в реализации программы, для них многие регионы с успехом проводят семинары и обучение, чтобы люди получили структурированные знания о строительстве дорог», - сообщила заместитель директора - руководитель пресс-службы ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР» Анна Максимова.

 

Благодаря повышению качества сети национальных дорог повышается и их безопасность. Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк ежегодно публикуют «Доклад о безопасности дорожного движения в мире». Еще 10 лет назад Россия входила в «третью лигу» стран по уровню летальной аварийности: в 2012 году на дорогах у нас погибало почти 20 человек на 100 тысяч жителей, в 2022 году – менее 10. Тем самым, мы вошли во «вторую мировую лигу аварийности» – от 4 до 12 человек на 100 тысяч жителей. 

«До “высшей лиги” нам, к сожалению, еще далеко, но из высокого уровня рисков мы уже вылезли, это огромный результат. Процесс происходит очень медленно, потому что там 4 разных компонента: человек (водитель), автомобиль, дорога, среда (от погодной до институциональной). Но мы движемся по этой линии, и то, что трагедийный показатель у нас катится вниз, это грандиозное достижение», - считает научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

 

В период 2015-2022 гг. траектория транспортных рисков в России стала располагаться устойчиво ниже «мировой линии». Это означает, что динамика снижения смертности на дорогах стала соответствовать лучшим мировым практикам. Пока только динамика: выход на лучшие мировые показатели транспортных рисков – задача на 2030 и последующий годы. 

 

Бизнес-эффекты

 

  • Опорная сеть автомобильных дорог РФ: бесшовная логистика, снижение логистических затрат, рост товарооборота между регионами;
  • Рост экономики на местах, где появилась дорога;
  • Инвестиции в дорожный бизнес;
  • Дорожная отрасль стимулирует развитие других отраслей – горнодобывающей, нефтехимии, машиностроения и др.;
  • Рост занятости;
  • Развитие автомобильного туризма.

 

«Бизнес получил то, что в национальном проекте получило название «опорная сеть автомобильных дорог», а это значит дороги с одинаковыми характеристиками по провозке грузов и связанные между собой. Бизнес получил бесшовную логистику – не нужно ничего объезжать, не надо перемещать груз с одной фуры на другую, соответственно он получил снижение логистических затрат, а снижение логистических затрад очевидно ведет к росту товарооборота между регионами. Есть еще эффект, о котором тоже говорили многие эксперты: если куда-то провели дорогу, там обязательно что-нибудь заведется. В том смысле, что обязательно заведется какое-то дело, какой-то бизнес. Потому что там можно что-то построить, туда можно что-то привезти, туда могут приехать туристы… Это приводит к увеличению доходов людей в тех местах, куда проводится дорога», - сказала Юлия Грязнова.

 

В докладе отмечается, что при уменьшении времени в пути между центрами регионов на 1% происходит увеличение объема торговли между регионами на 1,7%. А одно появившееся рабочее место в дорожном хозяйстве, по оценке экспертов, создает 8-10 рабочих мест в смежных отраслях.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко рассказал о том, как соблюдается баланс между социальными и экономическими приоритетами в развитии дорожной инфраструктуры. Он отметил, что базовый ориентир – это формирование доступной и комфортной среды для людей, а дороги – один из инструментов, обеспечивающих его достижение.

 

«Какие приоритеты мы ставили изначально и продолжаем ставить? Первое – что такое социальная значимость объекта. Если мы будем рассматривать городские агломерации, да и любую межселенную территорию, то первый признак – это детские общеобразовательные учреждения, школы, культурные центры, медицина, в том числе медицина первичного звена, дальше, развивая эту тему, это туристические центры притяжения. У нас прекрасная страна, у нас три вулкана на Камчатке, у нас Левитан в центре, у нас Северный Кавказ, Домбай, Архыз,  Красная поляна, у нас прекрасные места… Туда надо обеспечивать транспортную доступность? Обязательно. Вот наша задача – это баланс интересов, приоритезация и развитие того или иного маршрута. В любом случае мы должны проводить анализ целеполагания развития сети дорог, а под развитием сети дорог я понимаю в первую очередь нормативное состояние этого маршрута, сделать нужно из маршрута автомобильную дорогу, а потом ее содержать», - сказал Игорь Костюченко.

 

Дорожные работы, которые проводятся по национальному проекту, положительно сказываются на развитии предприятий автодорожного комплекса, повышают спрос на их услуги, обеспечивают выравнивание производственного и кадрового потенциала отрасли, а также помогают развивать экономику регионов. 

 

«В рамках программы развития национального проекта, мы перешли на пятилетний план. Национальный проект дает понимание, что мы будем делать завтра и послезавтра. Наши подрядные организации понимают, где и какие объемы работ [запланированы], как им развиваться. Это и социалка в этих организациях, это и заработная плата, это и развитие техники, технологий и материалов, это и налогооблагаемая база органов местного самоуправления в субъектах РФ. На мой взгляд, переход к национальным проектам и к реализации федеральных проектов в рамках нацпроекта позволило нам четко структурировать задачи, четко понимать результаты и как мы будем достигать этих показателей на перспективу», - подчеркнул Игорь Костюченко.

 

С ним согласился начальник отдела реализации национальных проектов Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Дмитрий Борисов.

«Наверное, впервые в дорожной сфере проведена синхронизация и в части направлений, и в части видов дорожной деятельности. И мы, и регионы на своем уровне понимаем, что будет отремонтировано, что будет построено. Через это бизнес видит, какие работы планируется выполнять, какие деньги на это будут потрачены, что немаловажно и для развития этого бизнеса в том числе, и для участников этих бизнес-процессов, - сказал Дмитрий Борисов. - Помимо повышения качества жизни очень важно говорить о сохранении жизни. Надо, чтобы и планирование работ происходило через призму имеющихся показателей по снижению смертности - и на федеральном, и на региональном уровне». 

 

Дорожное строительство – новая образовательная сфера

 

С запуском национального проекта «Безопасные качественные дороги» и во время этапов его реализации стало понятно, что квалификации существующих кадров в этой сфере недостаточно. В связи с этим была создана система повышения квалификации для работников дорожного хозяйства. В августе 2022 года на базе Российского университета транспорта появилась Академия дорожного образования, а также был создан учебно- методологический центр образования в сфере дорожного хозяйства.

 

Фото: НИУ ВШЭ