Бизнес добровольно вложил 700 млрд рублей в нацпроект «Экология»

Новости

06 декабря, 15:00

Российские бизнес-компании вложили в реализацию экологических инициатив сумму, сопоставимую с 50% бюджета национального проекта «Экология». Об этом рассказала руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова на сессии «Как построить зеленое будущее: новые подходы и технологии», которая состоялась 5 декабря в рамках форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ 2023 на ВДНХ.

 

Участники сессии обсудили основные выводы аналитического доклада о вкладе бизнеса в национальный проект «Экология», подготовленного АНО «Национальные приоритеты» совместно с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) и ГК «Росатом». В создании доклада поучаствовали 38 экспертов, среди которых есть представители государственной власти, общественных организаций и бизнеса.

 

Вклад бизнеса в нацпроект «Экология»

 

Национальный проект «Экология» реализуется в России с 2019 года. Авторы доклада оценили, какой вклад в решение его задач внесли представители бизнеса почти за пять лет.

 

«Затраты федерального бюджета на нацпроект «Экология» составляют 1,4 трлн рублей, но еще 700 млрд рублей, по данным ВНИИ Экологии, внес бизнес в целом. И это было сделано добровольно, никто не принуждал, это было внебюджетное финансирование, – сообщила Юлия Грязнова Национальные проекты – это те проекты, которые должны быть делом всей нации. Не делом государства, отдельного министерства или ведомства (это называется ведомственный проект, а не национальный). Важно, чтобы в нацпроект включались и на равных правах действовали и бизнес, и общественные организации, и обычные граждане». 

 

Председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов отметил, что национальный проект «Экология» сформировал институт экологической репутации бизнеса, а использование логотипа нацпроекта является маркером, подтверждающим эту репутацию. По мнению председателя РЭО, у каждого акционера и топ-менеджера компании должна быть «экологическая совесть». 

 

Три составляющих «зеленого» бизнеса

 

Роль бизнеса в формировании «зеленого будущего» обозначила руководитель проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной социальной ответственности ГК «Росатом» Анна Жигульская.

«Мы проводили большое количество исследований - как внешних, так и внутренних, как с партнерами, так и сами. Спрашивали людей про то, что такое зеленое будущее, что для них важно. И мы выделили три больших направления в этом зеленом будущем. Первое – это технологии. Это история про то, что технологии, которые мы будем использовать, должны быть экологичными, должны соответствовать экологическим принципам и стандартам, и здесь у нас с вами большое поле возможностей. Если говорить про Росатом, то наш основной бизнес соответствует международным экологическим стандартам. Помимо этого мы проводим серьезную работу относительно того, как устранить объекты накопленного вреда и как развивать новые экологичные технологии. Второй важный аспект, без которого зеленое будущее для нас будет чуть более закрытым и чуть менее доступным, это профессионалы - люди, которые работали бы в экологическом направлении и обладали необходимыми профессиональными знаниями. И третье направление – это все, что касается аспектов культуры. Могут быть классные технологии, могут быть высокого уровня профессионалы, которые разрабатывают и внедряют эти технологии, но если каждый из нас не будет соответствовать принципам экологической ответственности, нам всем будет гораздо сложнее в этом новом зеленом мире и зеленом будущем», - сказала Анна Жигульская.

 

Что мотивирует бизнес

 

Юлия Грязнова рассказала, почему бизнес участвует в экологических проектах и что конкретно его мотивирует. Она обозначила четыре основных ориентира: репутация, ценности, снижение потерь и рост прибыли.

 

Экологические мотивы крупного бизнеса:

 

  • Экология, следование целям устойчивого развития и национальным целям – как репутация у инвесторов и регуляторов
  • Экология – как новые бизнесы и новые рынки
  • Снижение ущерба окружающей среде – как бренд работодателя
  • Экологическая совесть
  • Экологичные процессы как увеличение эффективности
и снижение затрат в будущем (парадигма: отходы – это потери)

 

«Безусловно, вопрос репутации бизнеса играет свою роль - это репутация у инвесторов и репутация у регуляторов. Ценности тоже играют роль. У представителей бизнеса, которые с нами обсуждали свои практики, есть такое внутреннее понятие, как экологическая совесть. Не все измеряется репутацией или деньгами. Очень часто это экологическая совесть руководителя и коллектива, которые хотят вносить свой вклад в экологию. Еще есть известная парадигма, когда бизнес рассматривает отходы как потери и движется к замкнутому циклу. Многие компании планируют в ближайшие годы достичь 85%-95% полного оборота – остается совсем немного того, что они пока не понимают, как утилизировать. Поэтому снижение потерь – это очень важный мотив бизнеса, но и рост прибыли тоже. Например, для Росатома экология и является новым бизнесом. Они рассматривают сегодня экологию как новую нишу, которая позволяет создавать новые бизнесы и новые технологии, чтобы потом их продавать и получать прибыль», - сказала Юлия Грязнова.

 

Авторы доклада отмечают, что для бизнеса экология – это дорого, но в долгосрочной перспективе такие затраты обязательно окупятся, так как это не безвозмездные вложения, а длинные инвестиции.

Для того, чтобы изменить экологическую ситуацию, усилий отдельных компаний недостаточно.

 

«Общая экологическая ситуация в стране – это дело всех. Все должны жить иначе просто-напросто. Мы должны с вами перестроить бизнес-процессы, иногда это бывает достаточно сложно и требует действительно больших инвестиций. Чтобы эти инвестиции были выгодны бизнесу, государство должно не только ограничительные меры принимать (ваши выбросы должны быть такими-то, вы обязаны соответствовать таким-то нормам), но вводить и стимулирующие меры. И было бы хорошо, чтобы развивалось все зеленое финансирование, которое сейчас продвигает банковская систма. Должны быть преференции по кредитам, по инвестициям, которые способствуют улучшению экологической ситуации, чтобы вкладываться в экологические процессы было выгодно», – пояснила Юлия Грязнова.

 

Роль общественных организаций

 

Еще одна важная задача – экологическое просвещение. В ее решении, по мнению экспертов, ключевую роль играют общественные организации. Такие как всероссийское экологическое движение «Экосистема». «Если мы хотим, чтобы вся наша система была полностью экологичной, то мы должны двигаться в сторону изменения экологических привычек и формирования экологической осознанности. Мы должны перестроить у себя полностью картину мира. Это сложная задача, поэтому с большой надеждой смотрим в том числе на общественные организации, которые будут помогать в экологическом просвещении более системно. И бизнес, и государство это поддержат», – сказала Юлия Грязнова

 

Основные выводы аналитического доклада «Вклад экологически ответственного бизнеса в нацпроект “Экология”»

 

  • Экологическая составляющая ESG-повестки не теряет своей актуальности, несмотря на глобальные геополитические изменения. Наиболее актуальные темы — движение к замкнутому циклу, снижение углеродного следа, цифровизация, возрастающий интерес к экологичности продукции / услуг со стороны населения.

 

  • Крупный бизнес начал учитывать национальные цели и цели нацпроекта «Экология» в своих экологических стратегиях и проектах, особенно после наступления санкционного режима. В том числе KPI нацпроекта в качестве собственных ориентиров.

 

  • Многие крупные компании стремятся перевести производство на замкнутый цикл, то есть сократить уровень любых выбросов до 0%. В долгосрочной перспективе усилия государства и крупного бизнеса будут направлены на создание экономики замкнутого цикла.

 

  • Не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса экологические практики представляют собой нишу для создания совершенно новых бизнесов и технологий.

 

  • Запрос государства на развитие экологических практик возрос. Бизнес готов поддержать этот запрос, но ожидает при этом от государства не только контролирующих мер и штрафных санкций, но и стимулирующих мер, в т.ч. зеленых облигаций, экогрантов. Это позволит не только решать экологические проблемы, но и создавать новые экологичные бизнесы и технологии.

 

  • У бизнеса есть и нефинансовые причины для развития экологической повестки: «экологическая совесть», укрепление HR-бренда, развитие PR-проектов и т.п.

 

  • Развитие экологических практик приводит к запросу на новые экопрофессии и образование.

 

  • Экологические практики сегодняшнего дня — зародыш новой экологической социально-экономической системы. Но для ее реализации необходимо включение всех участников, в том числе и конечных потребителей, жителей России. Это ставит задачи в области экопросвещения.

 

  • У России большие возможности в области экопросвещения, экокультуры и экообразования. В качестве основных барьеров видится определенный уровень сопротивления старшего поколения и тот факт, что не все инициативы доходят до малых городов. Эти барьеры могут быть преодолены двумя путями: нематериальным — с помощью широкого массового экопросвещения — и материальным — с помощью денежных поощрений экологичного поведения (бонусы, скидки и т.п.).

 

  • Соцопросы показывают, что экоосознанность россиян достаточно высока, а в повседневной жизни уже укореняются зеленые привычки, способствующие бережному отношению к окружающей среде.