Аналитический доклад о подготовке инженерных и научных кадров представят в ноябре на Конгрессе молодых ученых

Новости

22 октября 2024, 10:00

АНО «Национальные приоритеты» совместно с Министерством науки и высшего образования РФ и экспертным сообществом формируют аналитический доклад о текущем состоянии и перспективах развития систем подготовки инженерных и научных кадров в нашей стране. Экспертная сессия на тему «Ученый и инженер как герой нашего времени» прошла на площадке Университета науки и технологий МИСИС в Москве 18 октября 2024 года.

 

Среди ключевых вопросов: как восполнить дефицит инженерных и научных кадров, создать новые возможности и перспективы развития карьеры в этих сферах, а также расширить инструменты вовлечения молодежи в исследовательскую и инновационную деятельность и популяризировать позитивный образ ученого и инженера.

 

«Мы готовим экспертные доклады по разным национальным проектам каждый год. В этом году у нас есть общая тема для всех экспертных докладов – кадры. Потому что кадровая ситуация во всех отраслях сейчас очень сложная. Причины и нюансы есть везде и они различаются от сферы к сфере. Этот доклад – о кадрах в сферах науки, исследований и разработок – мы планируем презентовать на ежегодном Конгрессе молодых ученых, который пройдет на федеральной территории “Сириус” с 27 по 29 ноября», – сообщила модератор дискуссии, руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.

Вовлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок -  одна из задач Десятилетия науки и технологий, которое проходит в России до 2031 года.

 

«В данном контексте и научный трек, и инженерный трек довольно близки, они оба отвечают приоритетам нашей страны в направлении технологического суверенитета, а также целям, изложенным в новой стратегии, которая в этом году была обновлена, и национальным целям до 2036 года. Хотелось бы по итогам дискуссии получить предложения, которые бы мы могли применить на практике. Общая проблематизация важна и понятна, но что делать с этой ситуацией – вопрос открытый», – сказал начальник отдела сопровождения Десятилетия науки и технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Али Асадов.

Проректор по образованию НИТУ МИСИС Андрей Воронин отметил, что в университете уже создан федеральный офис по научному волонтерству, который выполняет функцию главного методического центра по этому направлению. МИСИС планирует расширить свое участие в инициативах Десятилетия науки и технологий.

 

«Теперь мы будем открывать офис Десятилетия науки и технологий – курирование инициатив Десятилетия будет проходить в нашем университете, – сообщил Андрей Воронин. – В этом году средний балл ЕГЭ вырос на инженерные специальности, лучше начали сдавать математику, физику в стране в целом, школьникам это правда становится интересно. Это тоже плод нашей с вами работы»

 

О дефиците научных и инженерных кадров в сфере водородной энергетики и о том, как эту проблему можно решить, рассказал Алексей Паевский, заместитель руководителя по коммуникациям Центра компетенций Национальной технологической инициативы «Новые и мобильные источники энергии» при Федеральном исследовательском центре проблем химической физики и медицинской химии РАН. 

Он сообщил, что, по состоянию на 2023 год, на обучении в области водородной энергетики в России находились 400 человек. Потребность, которая рассчитана на 2030 год, составляет 5,4 тыс. человек в год, а на 2050 год нужно будет выпускать по 10-15 тыс. человек, если водородная энергетика будет развиваться. 

 

Одна из проблем, которая существует в классических университетах и академических институтах, заключается в том, что им сложно запустить свои образовательные программы и получить на них лицензию. 

 

«Мы придумали одну интересную идею – сделать единую площадку, которая условно называется «цифровой университет». Это образовательная площадка, где бизнес, технологические компании размещают заказы на кадры нужной квалификации, потому что сейчас инженерные кадры должны готовиться не широким потоком, а более точечно. Когда есть квалифицированный заказчик, который понимает, какие точно кадры ему нужны, и размещает заказ на этой площадке, и есть академическая организация или университет, у которых такие компетенции существуют, они такие кадры готовят. При этом важно, чтобы у этой площадки была возможность выдавать дипломы государственного образца. Если не считать дипломов, то такие кейсы у нас есть. Наш центр регулярно делает образовательные программы по запросу», – сообщил Алексей Паевский

 

По его словам, дефицит кадров в науке не такой большой, как в инженерной сфере. Приток молодежи в науку за последние годы заметно увеличился. Нехватка кадров актуальна в основном среди ученых, которые способны организовать команду и самостоятельно проводить исследования.

 

«У нас главная проблема сейчас – дефицит PI (Principal Investigator - руководитель исследований и разработок), ученых среднего возраста, которые выходят на самостоятельную тропу науки. Люди, которые могут самостоятельно формировать группы, ставить гипотезы и задачи себе и их решать. Как раз для этого мы сейчас запустили очень экспериментальный формат, и он уже удался. Мы сделали очень интересную коллаборацию – федеральный исследовательский центр химической физики и медицинской химии, Южный федеральный университет, дальше присоединился Курчатовский институт, и мы сделали школу PI’ев», – рассказал Алексей Паевский. Он также добавил, что готов поделиться этим опытом с другими научными организациями, чтобы его масштабировать.

Доцент кафедры Систем управления, старший научный сотрудник лаборатории Робототехники Балтийского государственного технического университета «Военмех», руководитель подразделения компании «Силовые машины» Федор Митин согласился, что для молодых ученых создано очень много различных инструментов поддержки и возможностей для развития. Проблемы возникают в преемственности поколений и передаче опыта ведущих научных школ.

 

«Существует проблема разрыва поколений. Нужно как-то поддержать создание научных школ. Поскольку старое поколение уходит, и если они не успевают в полной мере передать свои знания, то восполнить этот разрыв не удается. А из-за того, что среднего звена нет, молодые ученые не успевают полностью перенять ту научную школу, которую развивали до этого. Поэтому в рамках вуза хотелось бы развивать именно передачу и создание научных школ. То есть чтобы опытный профессор и доктор вокруг себя создавал такие школы и в разных направлениях взращивал  молодых ученых», – пояснил Федор Митин.

 

Говоря об инженерных кадрах, он предложил разделить их на высококвалифицированных специалистов и тех, кто поддерживает производство. «Студенты, которые приходят после вуза, в них не настолько испытывается дефицит, они действительно идут, есть различные форматы сотрудничества с вузами, и работа, необходимая для поддержания производства, выполняется. Проблема заключается именно в инженерах высококвалифицированных. До ведущего инженера минимально возможно за 5 лет доработать», – сообщил Федор Митин добавив, что главная задача работодателя – дорастить специалиста до высококвалифицированного инженера и в дельнейшем удержать его на предприятии. А чтобы удерживать таких сотрудников, им нужно давать интересные проекты и новые разработки.

 

Эксперты подробно обсудили карьерный путь и траектории развития ученого и инженера в России, поделились инструментами закрепления и удержания научных и инженерных кадров на рабочем месте. Кроме того, участники встречи затронули вопросы популяризации инженерных и научных специальностей среди школьников и студентов, поделились успешными практиками взаимодействия образовательных учреждений, научных организаций и бизнеса. Также они оценили результативность государственных программ, направленных на подготовку ученых (в частности, национальный проект «Наука и университеты») и инженеров (в частности, Федеральный проект «Передовые инженерные школы»).

Подробные материалы по итогам экспертной сессии будут представлены в аналитическом докладе. В его подготовке также принимают участие: проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган, руководитель продуктового развития Научно-исследовательского центра СИБУР ПолиЛаб Кермен Бовальдинова, заведующий кафедрой, руководитель нефтегазового направления Казанского федерального университета, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Михаил Варфоломеев, кандидат физико-математических наук, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», старший научный сотрудник Экспериментального комплекса НЕВОД, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Егор Задеба, руководитель федерального государственного автономного научного учреждения «Социоцентр» Андрей Келлер, заместитель генерального директора по развитию бизнеса SR Space Сергей Марданов, заведующая кафедрой физики и математики Российского государственного медицинского университета Татьяна Мачнева, заместитель начальника Управления программ и проектов - начальник отдела по связям с общественностью Российского научного фонда, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Мария Михалева, директор Научно-образовательного центра Балтийского федерального университета им. И. Канта Ольга Молоканова, директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде, директор Политехнического института Дальневосточного федерального университета Вячеслав Селезнев, директор координационного центра «Плавучий университет» МФТИ  Наталья Степанова, заместитель директора Издательства «Наука» Михаил Фомин, руководитель Лаборатории научно- популярных и культурных проектов Фонда «Талант и успех», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Константин Фурсов, кандидат физико- математических наук, старший научный сотрудник Российского квантового центра Дмитрий Чермошенцев.