Три шага «от мечты к профессии ученого»

Новости

05 декабря 2022, 10:30

С 1 по 3 декабря 2022 года в Парке науки и искусства «Сириус» прошел II Конгресс молодых ученых – ключевое мероприятие первого года Десятилетия науки и технологий в России. В течение трех дней эксперты конгресса – известные ученые, победители конкурсов, представители государства и бизнеса – участвовали в мероприятиях деловой программы и отвечали на вопросы ведущих медиастудии Российского общества «Знание» и АНО «Национальные приоритеты» - оператора Десятилетия науки и технологий.

 

Обсуждения охватили широкий круг тем, связанных с популяризацией и развитием науки и технологий: от реализации конкретных инициатив Десятилетия науки и технологий до презентации передовых разработок по конкретным научным направлениям.

 

Как сделать науку популярной и доступной каждому

 

О проектах популяризации науки в медиастудии конгресса рассказала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. Она обозначила три основных шага, которые помогут детям пройти путь «от мечты к профессии ученого».

 

Шаг 1: Зацепить воображение

 

«Если мы хотим, чтобы дети хотели стать учеными, то нам нужно зацепить их воображение. Прежде чем захотеть кем-то стать, дети примеряют профессию на себя. Они сначала мечтают и начинают задавать вопросы. Чтобы воспламенить воображение детей, им нужно показывать науку в деле», - пояснила София Малявина.

 

В качестве инструмента для реализации этого шага она привела в пример диджитал-шоу «Точка науки», которое недавно стартовало на ресурсах на Наука.РФ . В рубрике «Проверено наукой» можно выяснить на наглядных примерах, что и как работает.  В рубрике «А почему?» молодые ученые отвечают с научной точки зрения на вопросы, которые интересны каждому. В рубрике «Интервью с ученым» взрослые рассказывают, как именно делаются открытия.

 

Шаг 2: Вовлечь в науку, дать к ней прикоснуться

 

Чтобы дети могли понять, что им больше нравится, нужно дать им попробовать разные направления, буквально «пощупать» науку.

 

Такую возможность, по словам Софии Малявиной, например, дают конкурсы «Наука. Территория героев» и «Знаешь? Научи!». Глава АНО «Национальные приоритеты» отметила, что среди инициатив Десятилетии науки и технологий также есть форматы, которые позволяют прикоснуться к науке, примерить на себя роль ученого. Например:

 

  • Научные детские площадки — это специально оборудованные зоны, где можно «поиграть» в науку, воспроизвести научные опыты и изучить что-то новое.

 

  • «Наука рядом» — акция, которая включает в себя экскурсии для школьников на наукоемкие предприятия.

 

  • Научное волонтерство — возможность присоединиться к команде действующих ученых и собирать данные для научных исследований.

 

  • Научный туризм — путешествия для всей семьи в мир науки, возможность совместить туристические поездки по России с посещением научных объектов и познавательными экскурсиями.

 

Шаг 3: Дать пропуск в науку

 

После того, и ребенок прикоснулся к науке, попробовал разные направления, необходимо показать, где он может дальше это развивать и применять – куда пойти учиться и работать.

 

В  карьерном тесте «Какой ты ученый?» представлены реальные лаборатории, где можно развивать карьеру ученого. Еще можно посмотреть выпуски «Моих университетов» на НТВ, чтобы выбрать, куда лучше пойти учиться. Каждая серия посвящена одному из российских вузов https://www.ntv.ru/peredacha/Moi_universitety/

 

Будущие ученые могут убедиться, что когда они придут в науку, то смогут работать на самом современном оборудовании и решать масштабные задачи. Для этого существует национальный проект «Наука и университеты», благодаря которому, например, создаются молодежные лаборатории, строятся научные исследовательские суда, обновляется приборная база.

 

«Мы хотим показать, какая наука классная. Наша задача сейчас — охватить максимальную аудиторию, чтобы создать научный тренд, сделать науку модной. Думаю, что мы уже в первые годы Десятилетия науки и технологий зададим уверенный научный тренд», — сказала София Малявина.

 

Наука и счастье

 

Руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова провела для участников конгресса хакатон по теме «Наука и счастье». Команды молодых ученых на протяжении трех дней разрабатывали научные проекты, помогающие сделать людей счастливыми. В жюри вошли представители разных направлений научно-образовательной сферы.

В апреле 2022 года команда АНО «Национальные приоритеты» провела исследование, чтобы узнать, какие факторы влияют на уровень счастья людей. Среди них: количество близких друзей, проведение времени вместе с семьей и близкими, путешествия, экопривычки, посещение театров и музеев, физическая активность и показатели состояния здоровья (артериальное давление, количество шагов в день и т. д.). 92 участника хакатона выбрали из списка «факторов счастья» наиболее интересные и предложили свои научные проекты. 

 

В финале 6 команд молодых ученых представили разработки. Победительницей хакатона стала Марина Руменских из Института лазерной физики СО РАН, предложившая проект по созданию интерфейса, который посредством искусственного интеллекта изучает пользователя и находит людей, близких ему по характеру. По итогам хакатона победителю предложили войти в число экспертов оператора Десятилетия науки и технологий.