Трансформация в спорте: технологические решения и тренды
07 июня, 10:00
6 июня на стенде Минспорта России на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) прошла дискуссия на тему: «Трансформация в спорте: как меняется спортивный ландшафт в России», посвященная технологическим и управленческим трендам в массовом, развлекательном и инклюзивном сегментах.
Участники сессии обсудили новые направления в спорте, которые поддерживаются на государственном уровне (такие как фиджитал спорт, спортивное программирование, лазертаг), а также технологии для реабилитации и занятий спортом людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Модерировал дискуссию спортивный предприниматель, член наблюдательного совета «Игр Будущего» и эксперт конкурса спортивных проектов «Ты в игре» Владимир Волошин.
Ты в игре
Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина рассказала о трендах конкурса «Ты в игре», который организация проводит совместно с Министерством спорта РФ. Она отметила, что за четыре сезона конкурс стал эффективной платформой для развития и масштабирования проектов, на которой отражаются текущие тенденции в индустрии. Это позволяет анализировать спортивный ландшафт и предлагать людям новые возможности для занятий физкультурой и спортом.
Конкурс «Ты в игре» направлен на выявление и поддержку креативных спортивных инициатив, соответствующих целям федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография», – популяризации массового спорта и здорового образа жизни, а также вовлечению как можно большего числа россиян в регулярные занятия физической культурой и спортом. За четыре сезона в конкурсе приняли участие более 16 тыс. проектов из всех регионов страны. Благодаря этому в занятия спортом были вовлечены более 15 млн россиян.
По словам Софии Малявиной, один из основных трендов индустрии, — это создание приложений для зрителей соревнований и разработка CRM-систем. Отдельное направление — развитие видов спорта, непосредственно основанных на цифровых технологиях. К таким видам относится киберспорт, а также новые направления, объединяющие виртуальную и реальную среду (фиджитал). Также широко представлено спортивное программирование, которое не так давно было официально признано видом спорта.
Все эти тренды можно отследить в номинации «Трансформация в спорте» конкурса «Ты в игре». Среди проектов номинации — цифровые решения для организации спортивной подготовки, анализа тренировочного процесса, инновационные изобретения и технические устройства для занятий спортом.
«Несколько лет назад наметился устойчивый тренд на импортозамещение, который коснулся и спорта. В прошлых сезонах конкурса «Ты в игре» мы видели многочисленные спортивные приложения и сервисы, разработанные российскими энтузиастами и призванные заменить существующие аналоги, ушедшие с российского рынка. Сейчас мы уже видим другой тренд - он связан с собственными, уникальными отечественными разработками, не имеющими аналогов за рубежом», – рассказала глава АНО «Национальные приоритеты».
Одним из ярких проектов «Ты в игре» стал победитель четвертого сезона конкурса – «Рожден в России: Сибайк – новый вид спорта» – это разработка, придуманная и запатентованная в России, которая уже получила признание и за пределами страны. Сибайк – это водный велосипед, позволяющий любому человеку в возрасте от 10 до 70 лет проплывать несколько километров без чувства усталости и ощущать чувство полета в воде.
«В этом году с началом конкурса «Ты в игре» мы решили войти в зону работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья и предложить оборудование для тех, кто не может себе позволить плавать, но с Сибайком они могут это сделать. У нас появилась пара-версия Сибайка. И сейчас, благодаря конкурсу «Ты в игре», мы начали исследование с Ярославским медицинским университетом. Мы хотим выяснить, какие рекомендации нам может дать научное сообщество, чтобы Сибайк стал еще и средством реабилитации для людей. Перед нами стоит амбициозная задача на 2030 год: 1 млн человек, которые будут плавать в бассейнах, в открытых водоемах с Сибайком», – рассказала представитель команды проекта Галина Пенягина.
Еще один тренд конкурса «Ты в игре», по словам проекта Галины Пенягиной, - это коллаборация между разными проектами. Такое взаимодействие имеет долгосрочную перспективу и стимулирует появление новых форматов, которых не было ранее, а также дает возможность российских стартапам масштабироваться и выходить на международные рынки.
Кибатлетика
Генеральный директор компании «Моторика» Андрей Давидюк поделился философией и трендами «Кибатлетики» - соревнований для людей, которые применяют высокотехнологичные устройства для реабилитации (протезы, экзоскелеты, интерфейсы мозг-компьютер и др.).
«Мы воспринимаем людей с инвалидностью, которые применяют высокотехнологичные средства, исследовательским авангардом человечества. Они, в силу обстоятельств, сейчас вынуждены на себе новые технологии тестировать. Если или когда кто-то из нас окажется в их ситуации, то для нас уже многое будет готово. Поэтому для нас они – пилоты-испытатели новых технологий будущего», – отметил Андрей Давидюк.
Он напомнил, что в 2024 году «Кибатлетика» стала одной из дисциплин «Игр Будущего» и проводилась в формате командных соревнований среди участников с разными нозологиями. Это позволило повысить вовлеченность участников в соревнования в 5 раз.
«Люди с инвалидностью, применяющие высокотехнологичные, роботизированные средства реабилитации, видят новый подход к спорту. Они с удовольствием объединяются в команды, и они готовы и внутри своей страны, и на международной арене выступать. Добавление в эти соревнования зрелищности абсолютно точно становится для них драйвером смысла жизни», – добавил Андрей Давидюк.
Игры будущего
Руководитель «Игр Будущего» Игорь Столяров рассказал о том, как фиджитал-формат поменял подход к созданию спортивного продукта.
«Игры будущего – это классный продукт. Он действительно получил отклик в мире, и к нам приехало достаточно много людей. Но самое главное, если мы говорим про тренды в спорте, мы просто перепридумали продукт. Мы применили новые принципы маркетинга к самому понятию спортивного продукта. Мы шли не от того, почему нам нравится футбол, хоккей, ММА или гонки, а мы шли от того, как потребляет спортивный продукт аудитория, которая сидит в онлайне, и в основном в мобильных телефонах. А оттуда обратным счетом пришли к спортивным регламентам. Такой подход к спортивному продукту так скрупулезно, наверное, пока никто не применял», – поделился Игорь Столяров.
«Игры будущего» – это масштабное спортивное событие на стыке спорта, киберспорта науки и технологий, основанное на концепции «фиджитал». Фиджитал-игры объединяют в себе классический спорт и киберспорт.