Эксперты обсудили роль наставника в образовании, в профессии и в жизни

Новости

28 сентября, 12:30

АНО «Национальные приоритеты» совместно с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), Минпросвещения России и экспертным сообществом приступили к подготовке аналитического доклада, посвященного Году педагога и наставника. Его авторы планируют подвести итоги становления наставничества в России и определить дальнейшие пути его развития. Доклад создается при поддержке национального проекта «Образование». 

 

Экспертная дискуссия прошла на площадке Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Модератором встречи выступила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова

 

Среди ключевых обсуждаемых вопросов: 

  • Почему стали создавать институт наставничества?
  • Наставник и педагог – как разделяются задачи и функции?
  • Наставничество в профессиональном самоопределении и в сфере подготовки кадров для современной экономики.
  • Наставник в школе, в исследовательской деятельности и в социальной жизни.

«До тех пор, пока нет сформированного института наставнической деятельности, она не до конца оформленная. И в общественном сознании она видится необязательной, факультативной: как хобби, увлечение или дополнительная общественная нагрузка, - пояснила Юлия Грязнова. - Мы собрали здесь лучших экспертов: тех, кто хорошо погружен в тему наставничества, у кого  большой опыт и кто разбирается в деятельности наставничества в конкретных областях».

 

Развитие института наставничества в РФ

 

«Важность темы обусловлена рядом причин. И первая - что 2023 год объявлен президентом России Годом педагога и наставника. Цель года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто осуществляет наставническую деятельность. Мы понимаем, что наставничество не заканчивается исключительно на педагогической деятельности и распространяется на многие другие сферы. В том числе наставничество встречается и на производстве, и в культуре, и в спорте, и во многих других сферах. В настоящий момент уже проведена довольно большая работа, связанная с наставничеством. Например, разрабатывается профессиональный стандарт наставника, официальным разработчиком которого является Государственный университет просвещения», - рассказал Роман Ласточкин, начальник отдела развития опережающей подготовки и обучения Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ.

 

По его словам, профессиональный стандарт поможет сформировать модель компетенций наставника, а также приблизит момент создания в России официальной должности наставника. Роман Ласточкин отметил, что в работу по формированию института наставничества вовлечено большое количество участников - при Министерстве просвещения РФ создан консультационный совет по наставничеству, а также рабочие группы: межведомственная, корпоративная и общественная, в которые вошли представители Государственной Думы РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти, предприятия, а также общественные организации.

Проректор МГПУ по связям с общественностью Татьяна Владимирова в своем выступлении предложила обратиться к историческому опыту и вспомнить, какие требования предъявлялись к учителю в Царскосельском лицее. «Это был не только учитель, но и наставник, обладающий высокими моральными, духовно-нравственными качествами, которые он может прививать своим примером ученикам-лицеистам… Мы должны говорить не только о трудовых функциях и образовательных технологиях, которые можно использовать при подготовке наставника, эта тема ведет к развитию профессиональный культуры педагога в разных организациях, не только в образовательных», - сказала Татьяна Владимирова

Она добавила, что большее число наставников находятся не внутри системы образования, а на производстве. Поэтому о профессиональной культуре наставника, его духовно-нравственных ценностях можно говорить в контексте сложившихся традиций любой организации. 

 

Историческую рамку дополнила первый проректор Государственного университета просвещения Любовь Сторчак. Она отметила, должность наставника в учебных заведениях вводилась еще 1813 году, согласно постановлениям Министерства народного просвещения. «Уже в этом постановлении было обозначено, что входило в обязанности наставника: неустанно наблюдать за учениками, изучать их, поправлять их ошибки, и это не относится к ошибкам в предметной области. Это именно, то, о чем мы сейчас говорили, к культуре, к воспитанию, к поведению, внушать приличие и вкусы, укоренять в их сердцах правила нравственности. То есть речь идет о социализации и воспитании. В первую очередь наставник – это тот человек, который сам знает, сам понимает, является примером и умеет сопровождать своего наставляемого, чтобы он не делал ошибок в своей социальной жизни и в выборе своего дальнейшего пути. Это очень важно», - подчеркнула Любовь Сторчак.

 

В Российской империи было введено почетное звание «Заслуженный наставник», а в советский период, в разгар индустриализации, наставничество стало активно внедряться в производственно-экономическую деятельность как ускоренная модель подготовки и адаптации кадрового ресурса на рабочем месте (тогда это называлось «шефство»). 

«Наставничество в нашей стране стало развиваться стремительно и охватывать разные направления деятельности, не только связанные с образованием. Здесь всё: и наставничество обучающихся, молодежная политика, очень широко используется наставничество в содействии занятости инвалидов, в дополнительном образовании детей и, конечно, в практике. Уже указом президента России в 2018 году был учрежден знак отличия за наставничество», - сказала Любовь Сторчак.

 

По ее словам, в разрабатываемом сейчас профессиональном стандарте сфера наставничества отдельно выделена в образовании, на рабочем месте, в сфере воспитания и социализации. Планируется также описать ключевые трудовые функции наставнической деятельности и включить должность наставника в единый квалификационный справочник, чтобы она была закреплена в правовом поле.

 

Директор департамента базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Клинк предложила рассматривать наставничество и как профессиональную (формализованную), и как волонтерскую (неформализованную) деятельность. 

«Хочу акцентировать внимание, и это опыт, с которым я впервые познакомилась в практике Российских железных дорог, у них в положении прямо прописаны два вида наставничества: наставничество формализованное, когда наставник назначается приказом, взаимодействие регламентировано, работа по плану идет, есть точки контроля, в том числе внешнего, идет оплата труда; и наставничество неформализованное, которое встроено в должность, например, любого производителя, любого HRа, психолога. Оно не предполагает внешнего контроля и административного вмешательства, дополнительно не оплачивается, поскольку это уже внутри должностных обязанностей. Однако это не означает, что эти специалисты при осуществлении наставничества в неформализованном виде не нуждаются в какой-то поддержке, в каком-то обучении, в понимании того, как эффективнее осуществлять такое наставничество», - пояснила Ольга Клинк.

 

Директор Института изучения детства и воспитания Наталья Агре обратилась к философскому смыслу понятия «наставничество». По ее мнению, наставником может стать человек, который несет ответственность за свои поступки и понимает, что он является примером для окружающих, так как каждое его действие может быть ретранслировано и воспроизведено.

«В нашей культуре уважение к старшим было всегда культурным кодом. Но это происходило не только потому, что это была некая догма, мы жили в такой общечеловеческой культуре, когда уважение воспитывалось в уважении. Нельзя человека назначить наставником, нельзя заставить уважать человека только потому, что занимает какую-то позицию, какую-то роль, - неважно, будь она в семье, будь она на производстве, будь она в государстве, потому что уважение формируется из отношения того человека, который берет на себя, в первую очередь, ответственность, - пояснила Наталья Агре, - Наставничество – это не функция, это не то, что у тебя написано в твоей трудовой книжке: «работал наставником», ты либо им станешь по жизни, либо ты с этой ролью не справишься».

 

Наставничество в профессии

 

Директор Открытого университета Сколково (ОтУС) Екатерина Морозова предложила рассмотреть наставничество как форму ускоренного погружения человека в новую профессиональную среду. Еще один важный аспект этой деятельности – адресный и индивидуальный подход к наставляемому. «В связи с тем, что сейчас активно меняются и технологический уклад, и социально-экономические условия, и человек в течение жизни должен сменить несколько разных профессий или сфер своего профессионального применения, возникает запрос на новые формы захода в эти профессиональные среды, формы, которые дают ускоренный вход в профессиональную среду и формы кастомизированного входа в профессиональную среду, то есть когда они максимально привязаны к моему запросу как будущего или настоящего профессионала, когда со мной работают в индивидуальном режиме», - пояснила директор ОтУС.

 

Она отметила, что система образования должна отчасти выполнять функцию интеграции человека в профессиональную деятельность. Одна из наиболее востребованных форм - индивидуальное сопровождение молодого человека на стадии самоопределения по поводу своей будущей профессии.

«Есть много объективных показателей, которые демонстрируют, что у нас и на уровне школьников не совсем все хорошо с профессиональной ориентацией и профессиональным самоопределением, и на уровне уже студентов. У нас очень многие студенты отчисляются, объясняя это тем, что они выбрали не тот вуз, не ту специальность, не хотят дальше работать по этому направлению. Самая драматичная сейчас ситуация с выпускниками, которые не идут работать по специальности. Это значит, что внутри системы образования зреет спрос на какие-то новые формы профессионального самоопределения и профессионального развития», - сказала Екатерина Морозова.

 

На функцию наставника сейчас претендуют педагог дополнительного образования, тьютор или те люди, которые приходят в систему образования из других профессиональных сред: из инженерии, из науки, из исследовательского сектора, и предпринимательства. Зачастую они помогают студенту или школьнику самоопределиться через участие в проектной деятельности. «Если говорить про новую роль в образовании, то да, конечно, институт наставничества – это действительно легализация новой профессиональной роли в системе образования. То, что сейчас новые роли возникают в системе образования массово – это для нас тоже с вами очевидный факт. Десять лет назад у нас стабилизировался институт тьюторства, сходный процесс идет сейчас с институтом наставничества», - добавила Екатерина Морозова.

 

Исполнительный директор Всероссийского общественного движения «Наставники России» Андрей Самотоин предостерег от формализации «должности» наставника в образовательных организациях, которая повлечет за собой дополнительную нагрузку и может стать «обузой» для педагогов.

«Если предприятия с радостью воспринимают принятие профессионального стандарта, то система образования говорит: «Ну всё, сейчас профессиональный стандарт введут и будет обязательным введение ставки наставника в школе, система отчетов: сколько у нас наставников, как мы их готовим». Если мы делаем инструмент помощи и поддержки для наставничества в школе, в вузе, то это должен быть действенный инструмент, а не обуза», - пояснил Андрей Самотоин.

 

По мнению директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, институциализация наставничества не должна приводить к созданию внешних декораций.

«Нам нужно быть очень внимательными к специфике социокультурной ситуации, чтобы это было не оболочкой, а действительно пространством, позицией для реализации тех функций и задач, которые важны именно сегодня для современных детей в современной ситуации. Вот тогда позиция наставника, роль наставника может быть очень важной для профессионального самоопределения, для жизненного самоопределения, для профессиональной подготовки, для воспитания», - сказал Сергей Косарецкий.

 

Председатель президиума ассоциаций и федераций профессиональных коучей и наставников Ольга Рыбина подчеркнула, что педагог при определенных условиях может примерить на себя роль наставника, но наставник не может стать педагогом без наличия специального образования и диплома. «Для наставника всё-таки очень важно иметь профессиональные навыки, быть профи, быть хорошим специалистом в каком-то направлении. Только тогда он сможет стать хорошим наставником. Наш опыт показал, что мы реально можем ускорить процесс подготовки классного специалиста за счет того, что после обучения мы подключаем к работе наставника», - добавила она.

 

Наставничество на производстве

 

Зампредседателя наблюдательного совета Первоуральского металлургического образовательно-производственного кластера Анна Макарова привела в пример наиболее распространенные типы наставничества на производстве и роли, которые играют работники предприятий в процессе адаптации, обучения и развития персонала, в рамках проектной и инновационной деятельности.

 

«У нас есть роль консультанта на рабочем месте. В основном это мастера, которые проводят инструктажи, срезы знаний, то есть это роль, которая связана не с конкретным производственным навыком, но с профессиональными знаниями и компетенциями. Это наиболее распространенный тип наставника на производстве. Это инструктор производственного обучения. Сейчас особое внимание мы уделяем практической подготовке студентов в рамках проекта «Профессионалитет», в рамках сотрудничества с колледжами, с вузами. Для этих практикантов, стажеров необходимы особые компетенции наставника. Они не новые, но есть особенность», - рассказала Анна Макарова. Она попросила учесть это многообразие ролей при разработке профстандарта и предложила разложить наставничество на рабочем месте по процессу и по шагам – «по процессу адаптации, обучения и развития, которые всегда универсальны, всегда стандартны, они заключаются в планировании и подготовке этих проектов, и процессов реализации, и в оценке результатов».

 

Анна Макарова также обозначила круг вопросов, которые необходимо проработать. Среди них - нормирование труда наставника, лицензионные требования к предприятиям, которые проводят профессиональное обучение на рабочем месте в индивидуальном порядке, механизм подтверждения компетенций наставника.

«Мы понимаем, что образовательные организации - колледжи, техникумы, учебные центры, в том числе корпоративные, должны выполнять полностью все лицензионные требования к организации, осуществляющей профессиональное обучение. Что касается предприятий, не являющихся образовательными организациями, но имеющие лицензии на осуществление программ профессионального обучения и практикующее обучение на рабочем месте, они могли бы опираться не на требования к педагогу, мастеру производственного обучения, не на стандарт педагога профессионального обучения и образования, а именно на тот профессиональный стандарт наставника, который мы сейчас с вами и принимаем», - пояснила Анна Макарова.

 

Наставничество в образовании

 

Заведующая кафедрой «История России» из Уральского государственного педагогического университета Галина Кругликова представила модель реверсивного наставничества, которая обеспечивает профессиональный рост педагогических работников в образовательных организациях. «Реверсивное наставничество позволяет педагогу определить и ликвидировать свои профессиональные дефициты. Старшим сотрудникам это позволяет увидеть и наметить новые перспективы своей деятельности. Молодые же коллеги плавно адаптируются в коллективе, ощущают собственную профессиональную значимость, удовлетворяя потребность в похвале, поддержке, подтверждении своей квалификации», - сообщила Галина Кругликова.

О механизмах передачи педагогического опыта в школе рассказала Любовь Савельева, учитель английского языка губернаторского лицея 101 в Ульяновской области и тренер по межкультурной коммуникации. Она считает, что профессиональный педагог-наставник не может быть молодым, и реверсивное наставничество работает только в случае, когда начинающий педагог помогает опытному освоить новые инструменты (например, цифровые). Чтобы стать педагогом-наставником и по аттестации, и по региональному закону, необходимо иметь высшую категорию.

 

«В нашем лицее созданы все нормативно-правовые акты, которые регулируют наставническую деятельность. Ежегодно мы выбираем из числа опытных педагогов педагогов-наставников, которые сопровождают индивидуальные маршруты своих наставляемых педагогов, и мы достигли хороших результатов. У нас стопроцентная закрепляемость молодых педагогов, и нужно сказать, что это не только опыт нашего лицея, но и всей Ульяновской области, потому что ежегодно 30 педагогов-наставников отбираются по конкурсу, они получают дополнительную прибавку к своей заработной плате из регионального бюджета», - рассказала Любовь Савельева.

 

Наставничество в жизни (социальная работа)

 

Председатель Координационного совета наставников России Дмитрий Бархатов отметил, что наставники в социальной сфере зачастую работают с теми, кто оказался отрезан от общества, и сами они тоже обделены должным вниманием.

«Нужно хотя бы элементарно обратить на них внимание, даже какими-то знаками отличия, в том числе. Они не обладают такой возможностью, даже на предоставление этих наград. Это ни в законе не регламентировано, не регламентировано ни в одном ведомстве по большому счету, кроме профессиональных направлений, - сказал Дмитрий Бархатов, - Вот эту категорию наставников я бы хотел отметить, и чтобы все наше наставническое сообщество не отрезало их и обращалось к ним с идеями». 

 

Член экспертного совета при комитете по просвещению Госдумы России, председатель Объединения наставников Николай Калмыков подтвердил, что многие аспекты наставничества, особенно в социальной сфере, пока находятся в «невидимой» зоне. Он предложил посмотреть на тему шире, чтобы охватить разные жизненные ситуации. По его мнению, не везде нужна формализация наставничества «в жесткой форме», для отдельных направлений лучше сохранить мягкий формат участия.

«Многие вопросы зачастую обходят стороной. Например, вопросы наставничества после того, как человек покидает места лишения свободы. Это отдельная проблема, мы ее с ФСИН очень глубоко прорабатывали. И здесь это профессиональная тематика, это не только тема про личностное поведение, потому что некоторые ребята, особенно младший состав, они еще проходят обучение. Вот об этом обучении мало кто говорит. Аналогичная проблема есть с научным наставничеством. Одно дело, когда есть у тебя научный руководитель или дипломный руководитель, это формальной признак. А есть почти забытый формат научного консультанта. Отдельная тема связана с ребятами, которые возвращаются после службы в армии. Важно, чтобы после срочной службы качественно проводились профориентационные мероприятия», - поделился Николай Калмыков.

 

Менеджер международной премии «МыВместе» Александра Конушкина считает, что в социальной сфере человек может стать для кого-то наставником независимо возраста и от профессионального статуса. Например, школьники обучают старшее поколение навыкам цифровизации и медиатехнологиям, а серебряные волонтеры могут передать свой опыт, вдохновить и эмоционально поддержать молодых ребят в их начинаниях. «Есть такой практический опыт в Калининградской области, проект называется «Лесной мастер», когда дедушка помогает освоить столярное мастерство представителям семей и детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации», - рассказала  Александра Конушкина.

По мнению референта Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Ирины Пестовской, наставничество объединяет передачу жизненных ценностей, нравственных принципов, помогает ребенку в поиске смыслов, в формировании его социальной и личностной продуктивности. Когда ребенок находится в школе, он в структурированной и предсказуемой среде, а когда он выходит во внешний мир, в самостоятельную жизнь, ему очень сложно ориентироваться без помощи социально значимого взрослого.

 

«На сегодняшний день наставниками тех категорий детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, становятся и педагоги, и волонтеры. И даже в положении об организациях для детей сирот написано о том, что в плане сопровождения и социализации этих детей участвуют волонтеры и наставники. Мы как раз с коллегами пришли к пониманию того, что очень важно, чтобы это был человек, который будет формировать, сохранять мотивацию ребенка на смыслы и достижения в жизни, человек, который будет помогать удерживать эти смыслы. Будь то в дополнительном образовании, то есть в его интересах и в развитии его способностей и возможностей, будь то в профессии, это тот самый социально значимый взрослый, который будет рядом и будет сопровождать этого ребенка, и помогать ему в становлении в его жизни», - отметила Ирина Пестовская